26 апреля 2018

Земельный налог: проводки в бухучете

Земельный налог: проводки в бухучете

Земельный налог платят как физические, так и юридические лица вне зависимости от кадастровой стоимости объекта и других особенностей земли. Есть категории, которым предоставляются льготы от федеральных и муниципальных властей, но их не так много. Но если для обычного гражданина оплата налога не сопряжена особо с какими-либо действиями, то вот для юридических лиц такие затраты на оплату налога должны быть правильно отражены в учете. И далее поговорим о том, какие проводки по земельному налогу в бухгалтерском учете и как их необходимо отразить в регистрах.

Применение ПБУ в зависимости от предназначения участка

Прежде, чем осуществить отражение земельного налога, уплаченного в бюджет на основе авансовых платежей, бухгалтеру необходимо определить, каким Положением бухгалтерского учета ему руководствоваться. Сделать это не так просто, поскольку необходимо четко разграничивать само назначение и использование земельного участка. Такая норма четкого разграничения определена ФЗ № 129 от 21.11.1996. В нем сказано, что в зависимости от того, где используется земля, за которую платиться налог, и будет зависеть применение конкретного ПБУ.

Но для начала важно понять, земля – это какой вид актива? Для опытных и начинающих бухгалтеров вопрос не сложный, земля – это всегда основное средство, следовательно, необходимо применять ПБУ № 6/01. Поэтому в любом случае, если предприятие платит земельный налог, то оно относит эти расходы на расходы, связанные с эксплуатацией и использованием самого основного средства.

Важно знать также и то, что списывать затраты на оплату земельного налога на расходы по эксплуатации и использованию ОС можно только в том случае, если на данном земельном участке не проводиться капитальное строительство. Это очень важный и принципиальный вопрос. Если же земля используется под строительство, то тогда будут совсем другие счета.

Кстати, это очень частая ошибка практикующих бухгалтеров. Нет разграничения между основными средствами и капитальным строительством в вопросе использования земли.

Таким образом, если у юридического лица есть земли, на которых не производится строительство, то тогда в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» учет земельного налога в бухгалтерском учете будет отражен на:

  1. Счетах расходов, связанных с основной деятельностью предприятия;
  2. Счетах, которые отражают прочие расходы компании.

Но если предприятие на момент уплаты налога производит на земельном участке строительство, то тогда по действующему ПБУ 6/01 оно обязано учесть авансовый платеж в капитальных затратах на строительство.

Именно поэтому при владении несколькими земельными участками целесообразно рассчитывать сумму авансовых платежей отдельно, а потом уже заполнять декларацию одним итогом, кроме раздела 2.

Корреспонденция счетов

Рассматривая порядок начисления земельного налога, необходимо отметить, что при начислении налога применяется специальный счет 68, который так и называется «Налоги». Отражать налог без открытия субсчетов к данному счету не целесообразно, поэтому для каждого налога бухгалтер, как правило, должен открывать субсчета. Порядок открытия субсчетов отражается в приказе об учетной политике, который и регламентирует весь бухучет компании.

Счет 68 является пассивным, а поэтом все начисления налога отражаются по кредиту счета, а уплата налога сопровождается закрытием счета по дебету.

По поводу корреспондирующих счетов, то здесь все зависит от того, где применяется земля: в основном производстве, вспомогательном и т.д. В таком случае могут быть использованы разнообразные счета.

И далее самые популярные и часто используемые бухгалтерские проводки налога на землю:

  1. Начислен земельный налог (если земля используются в основном производстве и расходы по налогу будут отнесены к издержкам по основным видам деятельности)

Д-т 20, 23, 25, 26, 29 или 44

К-т 68 с открытым субсчетом;

  1. Земельный налог уплачен в бюджет:

Д-т 68 с открытым субсчетом

К-т 51

Но, как уже было сказано ранее, земля может относиться не только к основному производству, но и просто обеспечивать вспомогательную деятельность. Ярким примером такого направления может стать случай, когда земля сдается в аренду. В таком случае расходы по земельному налогу относятся на 91 счет с субсчетом 91.2.

Проводки будут аналогичными:

  1. Начислен земельный налог

Д-т 91.2

К-т 68 с открытым субсчетом;

  1. Земельный налог уплачен в бюджет:

Д-т 68 с открытым субсчетом

К-т 51

Если же земля рассматривается как элемент капитального строительства, то тогда все затраты аккумулируются по счету 08. Для каждого объекта капитального строительства открывается свой субсчет. В таком случае проводки будут следующие:

  1. Начислен земельный налог

Д-т 08

К-т 68 с открытым субсчетом;

  1. Земельный налог уплачен в бюджет:

Д-т 68 с открытым субсчетом

К-т 51

Это полный список тех вариантов, которые могут встретиться на практике.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога

По поводу порядка уплаты и расчета налога на землю, то данную процедуру регламентирует как Налоговый Кодекс, так и местные нормативно-правовые акты. Налог платиться не по итогам отчетного года, а только наперед на основе авансовых платежей. Аванс платиться поквартально и составляет ¼ от общегодовой суммы налога.

Сроки уплаты земельного налога также могут в каждом отдельном регионе отличаться, но обычно – это до конца следующего месяца, который следует за кварталом. Более подробно о сроках уплаты земельного налога на 2018 года можно почитать здесь.

Добавить комментарий

Авторизация

Авторизация

*
*
Регистрация

Регистрация

*
*
*
*

Генерация пароля