18 июня 2017
Пошаговая инструкция ведения воинского учета в организации
Воинский учет в организации — пошаговая инструкция 2017 года к нему порой нужна специалистам отдела кадров, тем более что к категории военнообязанных относится большая часть граждан. Воинский учет — это еще один способ накопления информации о работниках, и есть моменты, на которые будет нелишним обратить внимание.
Организация воинского учета и его предназначение
Основные механизмы и принципы реализации воинского учета
Как происходит накопление информации при ведении воинского учета
Инструкция по ведению воинского учета в организациях
Методические рекомендации по ведению воинского учета — 2017
Воинский учет и бронирование в организации
Образец приказа об организации воинского учета
Последствия некорректного ведения воинского учета в организации
Содержание
Организация воинского учета и его предназначение
Под воинским учетом понимают совокупность процедур по сбору, накоплению, систематизации данных обо всех гражданах, подлежащих призыву в армию, с формированием единой информационной базы, которая должна поддерживаться в актуальном состоянии.
Воинский учет служит инструментом, дающим возможность:
- контролировать набор граждан в армию для прохождения срочной службы;
- выявлять лиц, незаконно уклоняющихся от воинского призыва.
Воинский учет активно используется уполномоченными на ведение подобной деятельности ведомствами.
Основой существования воинского учета служит закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
Описываемый учет позволяет решать следующие задачи, перечисленные в п. 2 положения № 719:
- В мирное время:
- администрирование процесса набора на срочную службу;
- выявление граждан, не исполняющих свои воинские обязанности.
- В военное время:
- обеспечение проведения всеобщей мобилизации в короткие сроки;
- привлечение необходимых государству трудовых ресурсов для поддержания функционирования народного хозяйства. Здесь под трудовыми ресурсами понимаются лица, прикрепленные к определенным госструктурам, организациям оборонного комплекса и предприятиям, обеспечивающим жизнедеятельность населения. Данные лица не должны быть привлечены к боевым действиям в силу необходимости их работы в указанных учреждениях.
Основные механизмы и принципы реализации воинского учета
Основное требование для надлежащего ведения воинского учета — постоянное обновление информации о каждом лице, подлежащем призыву. Для его выполнения военным комиссариатам предписывается:
- иметь регулярно обновляемый информационный банк обо всех лицах, подлежащих призыву;
- хранить данные о военнообязанных гражданах (находящихся в запасе, получивших отсрочку до возраста 27 лет, женщинах с военными специальностями).
С этой целью граждане в возрасте 17 лет на основании полученной повестки проходят освидетельствование с медосмотром, в результате которого определяется их годность к военной службе. Одновременно с этим происходит их регистрация в учетной системе призывников военкомата. Указанная процедура осуществляется в период с января по март года, в котором молодой человек достигнет возраста 17 лет (на момент регистрации призывнику может и не быть еще 17 лет).
В качестве ответственных за своевременную реализацию описанных процедур выступают различные правительственные структуры соответствующего профиля: Минобороны, МВД, СВР, ФСБ и местные органы власти. Помимо военкоматов учет призывников, занимающихся трудовой деятельностью, ведут их работодатели. Это направление воинского учета имеет множество специфических моментов, которые должны учитывать кадровые специалисты.
Как происходит накопление информации при ведении воинского учета
Накопление информации в компании должно производиться не только по призывникам, но и по другим военнообязанным лицам. Ко второй категории, согласно закону № 53-ФЗ, относятся граждане, находящиеся в запасе по одной из следующих причин:
- увольнение из армии;
- наличие отсрочки или иного обстоятельства, в силу которого человек не смог пойти в армию, но при этом ему еще не исполнилось 27 лет;
- прохождение альтернативной службы;
- женщины, получившие профессию военного назначения.
При этом сотрудников, официально освобожденных от воинской обязанности, и женщин, не обладающих военной специальностью, принимать к учету не нужно.
Основные правила осуществления воинского учета сформулированы в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.04.2008.
Компании, как и военкоматы, собирают, хранят, систематизируют информацию о лицах, прошедших военную службу, и тех, кому это предстоит в ближайшее время. Опираясь на накопленные данные, организация сможет сделать вывод о достаточности трудовых ресурсов, остающихся в ее распоряжении на случай военного конфликта и последующей мобилизации.
Инструкция по ведению воинского учета в организациях
Расчет необходимой численности персонала для осуществления военного учета определяется на основании п. 12 положения № 719:
- если в организации трудится менее 1 500 военнообязанных, то для ведения учета достаточно 1 сотрудника, который может работать и по совместительству.
- если компании для ведения воинского учета необходимо 2 сотрудника и больше, то ей придется сформировать дополнительное структурное подразделение — военно-учетный стол.
Работники, ведущие воинский учет, назначаются на должность после согласования с военкоматом.
Для их деятельности понадобятся инструкции с расшифровкой обязанностей и разбивкой их до уровня конкретных операций. Кроме того, в инструкции приводятся ссылки на законодательные нормы, а также меры ответственности в случае нарушения требований к ведению учета.
С инструкцией сотрудника необходимо ознакомить под расписку и обязательно до начала выполнения им соответствующих работ.
Методические рекомендации по ведению воинского учета — 2017
Для безошибочного осуществления воинского учета компания формирует график работ на год по реализации соответствующих мероприятий. График должен быть одобрен военкоматом, каждое мероприятие, предусмотренное в нем, должно иметь фиксированные сроки выполнения.
Основаниями для внесения записей в регистры учета военнообязанных служат:
- приписные свидетельства — для не прошедших службу лиц, подлежащих постановке на учет;
- военный билет — для отслуживших граждан, пребывающих в запасе.
Указанные документы предоставляются при приеме на работу, при этом ответственный работник проверяет их на подлинность, целостность и корректность внесенных в них записей. Если при этом будут выявлены какие-то ошибки или несоответствия, об этом обязательно информируется военкомат.
В течение года указанный кадровый работник контролирует достоверность, точность данных учета военнообязанных сотрудников. Вся необходимая информация отражается в личной карточке военнообязанного, которая заводится при приеме на работу. Личная карточка относится к обязательным документам, которые должны быть в наличии в компании, и хранится в отдельной картотеке.
Воинский учет и бронирование в организации
При поступлении повестки работнику компании он должен быть незамедлительно проинформирован об этом. Кроме того, организация должна приложить максимум усилий для содействия явке такого работника в военкомат.
Если трудоустраивается женщина с профессией военного назначения, ее обязательно направляют для постановки на учет в военкомат. Организации следует проводить разъяснительную работу с сотрудниками о том, каким образом им следует проходить службу, какими могут быть последствия уклонения от призыва и возможные меры ответственности.
Еще один момент, с которым придется иметь дело специалисту по воинскому учету, — бронирование сотрудников, остающихся в компании для работы в военное время. Однако следует помнить, что подобный механизм применяется только на предприятиях стратегического назначения и тех, от которых зависит обеспечение жизнедеятельности населения. Наличие такой возможности для компании также можно выяснить в военкомате.
Военно-учетный отдел должен отчитываться перед военкоматом. В частности, туда направляются данные:
- об оформлении на работу и расторжении трудового договора с сотрудником;
- о любых изменениях статуса военнообязанных сотрудников.
Организация обязана известить военкомат о работниках в возрасте 15–16 лет, а также о тех, кому в ближайшее время необходимо встать на учет в военном комиссариате.
Ежегодно не менее 1 раза информация, имеющаяся в организации, сверяется с данными хранящимися в военкомате. Итоги сверки фиксируются в специализированной книге для регистрации проверок, которая также относится к обязательным документам.
Образец приказа об организации воинского учета
В целях осуществления воинского учета в компании обязательно издается распорядительный документ, подписываемый руководителем. В нем предписывается собирать информацию о военнообязанных гражданах, лицах в запасе. Приказ также указывает на необходимость бронирования на случай военного положения, если для компании эта процедура предусмотрена. Кроме того, приказом закрепляется ответственность определенного лица за ведение воинского учета, полноту и достоверность отражаемой информации, а также указывается лицо, замещающее ответственного на период отпуска. Бланк такого приказа можно получить, перейдя по ссылке на сайте.
Последствия некорректного ведения воинского учета в организации
Нужно четко понимать, что отказаться от ведения воинского учета компания не может, поскольку это прямое требование законодательства. Права выбора у организации в данном случае нет, следовательно, за отсутствие либо некорректное ведение учета компании грозит ответственность.
В качестве примеров, влекущих применение санкционных мер, можно привести:
- несвоевременное информирование либо непредставление информации о военнообязанных, в том числе подлежащих призыву на военную службу;
- препятствие своевременной явке военнообязанного работника в военкомат;
- отказ от информирования военкомата при изменении сведений о лицах, подлежащих воинскому учету (в качестве примера можно привести переезд).
***
Обязанность фиксировать, хранить, обрабатывать информацию о военнообязанных гражданах для компаний предусмотрена методическими рекомендациями по ведению воинского учета, положением № 719 и законом № 53-ФЗ. Для реализации указанной задачи компания должна определить необходимую численность соответствующего персонала и издать приказ о вменении ему описанных обязанностей. Если будет необходимо свыше 2 работников, создается специализированный отдел, занимающийся только воинским учетом. Суть такого учета заключается в своевременном обновлении данных о военнообязанных работниках. В этих целях на каждого военнообязанного необходимо оформлять личную карточку. Данные, содержащиеся в ней, передаются в военный комиссариат. Помимо этого, в организациях, отнесенных к стратегически важным объектам, функционирует система бронирования. Она позволяет при наступлении военного времени оставлять себе часть работников для поддержания нормального функционирования. При несоблюдении требований к ведению воинского учета фирма может быть оштрафована.