ОТИЗ

2018-02-09
Зарплата
26 0

Аббревиатура ОТИЗ означает отдел труда и заработной платы. Иными словами, это такое подразделение организации, сотрудники которого занимаются вопросами кадрового делопроизводства, включая начисление и расчет вознаграждения персоналу. Не все предприятия имеют в своем составе подобный отдел. Если компания маленькая, обязанности кадровика может выполнять главный или штатный бухгалтер.

Задачи и функции ОТИЗ

Если ознакомиться с законодательством Российской Федерации, становится понятно, что в нормативных актах не содержится определения отдела труда и зарплаты. Однако многие управленцы не понаслышке знакомы с этим термином. В крупных предприятиях, имеющих структурные подразделения и большое число сотрудников, создание ОТИЗ является необходимостью. Ведь именно этот отдел занимается приемом и увольнением персонала, оформлением всех обязательных документов, разработкой СОТ (система оплаты труда), расчетом выплат и т.д.

Одна из структур управления условиями труда ОТИЗ наравне с руководителем компании организует трудовые процессы с учетом отраслевых особенностей, правового статуса, масштабности бизнеса и прочих факторов. Основная цель отдела – повышение общей производительности труда на предприятии. В связи со сказанными к задачам отдела зарплаты относятся:

  • Совершенствование принятой в компании СОТ, включая разработку нормирования стимулирующих показателей, направленных на повышение мотивации персонала.
  • Анализ системы нормирования по предприятию в целом и в разрезе структурных подразделений в зависимости от наличия последних.
  • Разработка и внедрение оптимальной методики разделения труда, эффективных способов материального и морального мотивирования сотрудников.
  • Планирование труда и зарплаты.
  • Соблюдение законодательных норм.

Зарплата

Функционал ОТИЗ включает в себя:

  • Анализ использования времени работы, разработка эффективных мер по устранению потерь.
  • Создание штатных расписаний и положений о структурных подразделениях в части кадровых перестановок и оплаты труда.
  • Разработка регламента кадрового делопроизводства, включая коллективный договор, проект штатного расписания, а также трудовые индивидуальные договоре, должностные инструкции, приказы, личные карточки, досоглашения, договора о матответственности и др.
  • Разработка положений о премировании работников предприятия применительно к уровню их квалификации, опыту и участию в общей деятельности.
  • Контроль за расходованием фондов оплаты труда.
  • Проведение обязательных медосмотров и оценки рабочих условий согласно требованиям законодательства.
  • Создание благоприятных рабочих условий, отвечающих нормам по охране труда.
  • Внедрение межотраслевых технически обоснованных норм.
  • Обеспечение корректности расчетов выплат персоналу в соответствии с установленной на предприятии СОТ.
  • Контроль за надлежащим исполнением штатной дисциплины и принятого рабочего режима.
  • Начисление и расчет всех полагающихся работникам выплат, включая зарплату, отпускные, больничные, пособия, выплаты компенсационного /или стимулирующего характера, командировочные и т.д.
  • Отражение операций по расчетам с персоналом в бухгалтерской базе данных предприятия.
  • Составление и сдача отчетности по страховым взносам в ИФНС, ФСС, ПФР – по НДФЛ, страховым взносам на ОПС, ОСС, ОМС, по «травматизму».
  • Начисление зарплатных налогов – подоходный, взносы; а также уплата сумм в бюджет государства и внебюджетные фонды.
  • Ведение трудовых книжек, личных дел сотрудников.
  • Прочие обязанности.

Точные функции отдела могут различаться: каждое предприятие вправе самостоятельно утверждать необходимые обязанности, равно как и определять число сотрудников ОТИЗ. Многие руководители, особенно небольших фирм, предпочитают перекладывать функции кадровика на секретаря или бухгалтера. С точки зрения экономии средств это, безусловно, принесет выгоду. Но с позиции соблюдения нормативных требований организация скорее проиграет, поскольку решение кадровых вопросов требует четкого знания законодательства и безупречного оформления всей документации.

Как создать на предприятии отдел заработной платы

Как же создать отдел зарплаты? В настоящее время существует несколько вариантов. Можно принять в штат кадровика, организовать полноценное подразделение, переложить обязанности на другого сотрудника или привлечь стороннюю компанию путем заключения договора на обслуживание. Рассмотрим немного подробнее каждый из способов:

  • Создание ОТИЗ – такой вариант наиболее практичен, если предприятие отличается крупными масштабами и большим числом персонала. Отдельное подразделение позволит безошибочно организовать кадровый учет, разработать эффективную СОТ, обеспечить оперативный и грамотный расчет зарплаты и т.д. Если же фирма небольшая, расходы на содержание отдела будут довольно велики, что невыгодно в целом для мелкого бизнеса.
  • Совмещение должностей – методика неофициального совмещения должностей зачастую практикуется в фирмах даже без соответствующего оформления функционала, что ущемляет работника в зарплате. В любом случае, поручает ли работодатель кадровые обязанности посредством совмещения или добавлением обязанностей в должностную инструкцию специалиста, труд должен полностью оплачиваться, а значит, подобные рабочие функции следует надлежащим образом оформить официально, а не только на словах.
  • Прием в штат одного кадровика – распространенный способ ведения кадровых дел без необходимости создания целого отдела. Используется широко в мелком и среднем бизнесе.
  • Заключение договора со специализированной бухгалтерской компанией – привлечение сторонних специалистов на условиях аутсорсинга или бухобслуживания удобно тем, что цена за услуги может быть существенно ниже содержания штатного специалиста. Кроме того, заказчик вправе выбрать именно тот перечень работ, который ему необходим с учетом деятельности компании.

Обратите внимание! Когда предприятие решает создать полноценный ОТИЗ, в первую очередь следует определиться с числом сотрудников и организационной структурой будущего отдела. Обязательно должен быть назначен руководитель, подконтрольный высшему управленцу компании. В штатное расписание отдела необходимо включить зарплату кадровых сотрудников и общее число специалистов.

Регламент работы ОТИЗ

Механизм работы отдела лучше утвердить отдельным положением. При разработке функционала следует учесть, что это подразделение предприятия тесно взаимодействует с другими – экономическим отделом, бухгалтерией, АХО, снабжением, производственным и т.д. К примеру, при составлении трудовых договоров предложения для включения в коллективный договор принимаются со стороны не только кадровика, руководителя, но и от главных технологов, механиков, конструкторов и других ведущих сотрудников.

А при расчете фондов оплаты труда структурных подразделений, необходимо тесно проработать соответствующий ЛНА с бухгалтерией организации. Организация же рабочего времени по повышению квалификации требуется согласования как с направляемыми на обучение сотрудниками, так и с директором компании. Образец положения по работе ОТИЗ можно найти в интернете и переработать документ «под себя».

Нормативные аспекты положения о структурном подразделении

Как уже говорилось выше, на законодательном уровне четко не определено, что такое ОТИЗ и какими обязанностями отличается. При составлении положения за основу рекомендуется взять должностную инструкцию начальника кадрового отдела, принятую еще на советских предприятиях (Постановление Госкомтруда СССР № 400 от 08.10.69 г.). В том числе, в ч. II этого Квалификационного Справочника представлены инструкции для различных руководящих должностей, связанных зарплатой и организацией труда.

Вывод – в этой статье мы пояснили, что подразумевает термин ОТИЗ. Задачи и обязанности этого отдела утверждает руководитель предприятия применительно к деятельности и правовой форме бизнеса. Необязательно создавать отдельное подразделение в организации, можно поручить выполнение кадровых функций другому сотруднику или же нанять бухгалтерскую компанию. Принятие решения о целесообразности отдела выполняется с учетом масштабности предприятия.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: