03 августа 2016
Доходы минус расходы
Доходы минус расходы – это один из объектов налогообложения упрощенки. О том, как он рассчитывается, его особенности вы можете узнать из этой статьи.
Содержание
Налоговая ставка
Ставка УСН «доходы минус расходы» — 15%. Данная ставка дифференцированная, и это ее большое достоинство (особенно для регионов страны), так как региональное законодательство может снизить ее до размера пять процентов.
Не все региональные власти применяют пониженную ставку, но многие регионы России все же воспользовались данным шансом. С помощью доп. инвестиций они развивают конкретные области деятельности и решают проблемы занятости жителей.
Законы о пониженных ставках по упрощенке «доходы минус расходы» принимаются на местном уровне. Делается это каждый год, до начала года, в котором они начинают использоваться. Узнать ставки для каждого региона можно в интернете или территориальном налоговом органе. Важно понимать, что пониженные налоговые ставки не являются льготными, поэтому ее использование нет необходимости подтверждать документально.
Налоговая база
Изначально может показаться, что объект «доходы минус расходы» является самым выгодным объектом налогообложения (особенно при пониженной ставке в размере 5%). Однако анализировать выгодность применения этого объекта налогообложения нужно не только математическим способом.
Со ставкой налога все просто и понятно, а вот с базой налога может возникнуть довольно много трудностей и вопросов. С объектом «доходы» все легко – налоговую базу составляет только полученная прибыль. А при объекте УСНО «доходы минус расходы» базой налога будут являться доходы, которые уменьшены на величину расходов. При этом в учет идут только те расходы, которые имеют документальное подтверждение.
При использовании данного объекта налогообложения у плательщика налогов может возникнуть риск. Он состоит в том, что налоговые органы могут не признать заявленные им расходы. Если такое произойдет, то налогоплательщик обязан будет выплатить недоимку, а также штраф в размере 20% от недоплаченной суммы налога.
Учет доходов
К доходам, которые идут в учет при формировании базы налога, можно отнести:
- Прибыль от продажи различных товаров (собственной и ранее приобретенной);
- Прибыль от продажи прав на имущество.
Также при расчете базы налога идут в учет и внереализационные доходы. Такими доходами являются:
- Доходы, получаемые за счет долевого участия в сторонних компаниях;
- Выручка, получаемая от участия в простых сообществах;
- Выручка, получаемая за счет положительной разнице в курсе иностранной валюты;
- Суммы штрафов за несоблюдение контрагентом условий контракта;
- Прибыль от сдачи недвижимости в аренду;
- Выручка в виде процентов по предоставленным другим предприятиям займам;
- Прибыль от проданных прав на имущество;
- Прибыль от суммы, на которую произошло уменьшение уставного капитала;
- Выручка от суммы списанной задолженности.
При расчете базы налога не берутся в учет:
- Имущественные доходы, которые организация получила в качестве аванса или залога;
- Имущественные доходы, полученные в качестве взносов в уставный фонд компании;
- Суммы НДС, подлежащие налоговому удержанию у принимающей организации;
- Доходы в виде безвозмездной помощи;
- Прибыль в виде денег, полученных по кредитному договору;
- Доходы в виде процентов, полученных из бюджета;
- Имущественные доходы, полученные в рамках целевого финансирования;
- Иные доходы.
Доходы для упрощенки учитываются кассовым способом. Значит, что датой учета прибыли будет считаться:
- дата зачисления денежных средств на банковский счет или в кассу;
- дата приобретения имущественных прав или самого имущества;
- дата совершения работ и оказания услуг.
Суммы доходов вносятся в книгу учета доходов и затрат датой их получения.
Учет расходов
Затраты, которые берутся в учет при расчете базы налога при УСН «доходы минус расходы» следующие:
- затраты на покупку внеоборотных активов;
- материальные затраты;
- суммы налогов и различных сборов;
- затраты на аренду;
- затраты на Интернет и услуги связи;
- расходы на услуги бухгалтеров, юристов, аудиторов и нотариусов;
- затраты на восстановление активов;
- расходы на обслуживание транспорта;
- затраты на заработную плату сотрудникам и на страхование.
Данный список закрытый. Это означает, что никакие другие затраты не могут быть включены в него.
Для того чтобы затрты можно было учесть при формировании базы налога, они должны соответствовать требованиям:
- Затраты должны быть перечислены в перечне Налогового Кодекса.
- Затраты должны быть подтверждены документами и иметь экономическое обоснование.
Затраты, имеющие экономическое обоснование – это те затраты, которые совершены для последующего извлечения дохода, иными словами, обладают ясной деловой целью. Упрощенцам нужно быть готовыми объяснять налоговым органам необходимость произведенных расходов.
Если возникнут какие-либо разногласия с налоговиками, можно использовать позицию Конституционного Суда. В соответствии с ней, экономически обоснованными признаются те затраты, которые направляются на извлечение прибыли, даже если желаемого итога достичь не удалось.
Для того чтобы подтвердить затраты, необходимо иметь для каждой по два документа. Первый должен доказывать то, что хозяйственная операция была совершена. Это может быть акт приема-передачи или товарная фактура. Второй документ подтверждает то, что оплата затраты была произведена. При безналичном способе оплаты оплату подтверждает квитанция или платежное поручение, а при наличном – кассовый чек. Оплату расхода нельзя подтвердить с помощью бланков строгой отчетности.
Подтверждающие документы организация должна сохранять не менее четырех лет.
- Затраты должны быть полностью оплачены.
Все расходы, совершенные на упрощенке, учитываются с помощью кассового метода. Это значит, что учитывать их можно только после оплаты. К примеру, затраты на заработную плату работникам учитываются в день выдачи работникам, а не в день начисления.
Суммы затрат вносят в книгу доходов и расходов в тот день, в который денежные средства были выданы из кассы или перечислены с банковского счета. Если оплата произведена с помощью векселя, расход признается в день погашения собственного векселя.
- Некоторые виды затрат на упрощенке «доходы минус расходы» признаются в особом порядке.
Учет затрат на покупку продукции, предназначенной для последующей перепродажи.
Произвести уменьшение своих расходов на суммы, потраченные на покупку продукции для последующей продажи, можно, только при выполнении данных требований:
- Полностью оплатить их;
- Продать товар покупателю, то есть передать его в собственность (факт оплаты значения не имеет).
Учет затрат на материалы и сырье. Чтобы учесть сырье и материалы, не нужно даже списывать их в производство. Главное, оплатить их и забрать у продавца. Затраты вносят в книгу учета по самой поздней дате выполнения одного из этих требований.
Учет затрат на покупку активов. Основными средствами, учитываемыми для упрощенки, являются те активы, срок полезного использования которых составляет более одного года, и стоимость которых более ста тысяч рублей. Это может быть различное оборудование, здания, транспорт и другое. Чтобы можно было учесть затраты на их покупку, нужно, чтобы их стоимость была полностью оплачена, а основное средство было введено в пользование.
Учет стоимости активов происходит на протяжении всего налогового периода, равными частями, в последнем дне каждого квартала. Учет затрат начинается в том периоде, когда организация выполнила последние из условий: полная оплата актива или ввод его в использование.
Если актив был куплен в кредит или рассрочку, в затратах можно учитывать суммы частичных оплат. Учет можно производить даже в том случае, если оплата за актив не будет произведена полностью в течение налогового периода.
- Нужно провести проверку своего контрагента. Даже в том случае, если все документы по расходам правильно оформлены, а сами расходы входят в закрытый список, налоговые органы могут не принять затраты в учет базы налога, если посчитает, что партнер, предоставляющий все бумаги по сделке, является недобросовестным.
Законодательство нигде не прописывает обязательство плательщика налогов проверять своего партнера. Кроме того, Конституционный Суд сообщает, что плательщик налогов не несет никакой ответственности за действия компаний, которые участвуют в процессе уплаты налогов и перечисления их в бюджет.
Также Конституционный суд сообщает, что налоговая инспекция может признать налоговую выгоду необоснованной, если сможет доказать, что плательщик налогов действовал неосмотрительно, и он знал обо всех нарушениях, которые совершил его партнер.
Налоговой выгодой является уменьшение налоговой нагрузки. То есть, налоговая инспекция может специально увеличивать сумму налога к уплате, обвиняя налогоплательщиков в их неосмотрительности при выборе партнеров.
Основными нарушениями, которые может совершить партнер, являются:
- Осуществление деятельности без государственной регистрации;
- Оформление по фальшивым документам;
- Неверный или несуществующий ИНН;
- Отсутствие партнера в реестре;
- Несоблюдение сроков сдачи отчетности и уплаты налогов.
Если затраты больше доходов
В упрощенке существует такое понятие, как минимальный налог. Ставка по нему составляет 1% от прибыли. Плательщик налогов может уплатить его, если:
- Компания за налоговый период ушла в убыток;
- Сумма минимального налога превышает сумму налога, полученную по общей ставке.
Убыток – это ситуация, когда затраты за период получились больше, чем доходы.
Убыток можно списывать. Условия его списания следующие:
- Можно отразить убыток в затратах последующих периодов;
- Если компания решила поменять объект налогообложения, она может не брать убыток в расчет;
- Базу налога можно уменьшать на размер убытка на протяжении 10 лет, следующих за периодом его получения;
- Если компания получает убыток несколько налоговых периодов подряд, их перенос происходит в порядке очередности;
- Документы, подтверждающие получение убытка, должны сохраняться на протяжении всего времени его переноса.
Отдельные категории налогоплательщиков
Законодательство регионов может устанавливать пониженные ставки для отдельных групп плательщиков налогов. Дифференцированные ставки могут быть установлены в размере от 15% до 5%. Пониженные ставки могут быть установлены в зависимости от:
- Вида деятельности;
- Размера организации;
- Того, для кого организация выполняет работы;
- Места нахождения компании.
Налоговая декларация
Единственный отчетный документ, который компании-упрощенцы должны сдавать по итогам года – это налоговая декларация. Раньше возникало довольно много трудностей и ошибок при ее заполнении. Это связано с тем, что упрощенка включает сразу два объекта налогообложения. В 2014 году была принята новая форма декларации, более простая и удобная для заполнения. Она включает в себя разделы для единого налога и для каждого объекта налогообложения в отдельности.
Чтобы не возникло никаких трудностей при заполнении декларации, стоит руководствоваться следующими правилами:
- Нужно указывать те суммы авансовых платежей, которые необходимо было заплатить, а не те, что были уплачены на самом деле. В случае со страховыми платежами – необходимо указывать реально уплаченные суммы. Штрафы вносить в декларацию не нужно.
- В декларации есть специальные разделы для объектов «доходы» и «доходы минус расходы».
- Третий раздел заполняется только в том случае, если упрощенец получил что-либо в рамках благотворительной деятельности или целевого финансирования.
- Лучше всего начать заполнение со второго раздела, и только потом перейти к заполнению первого. Так будет удобнее.
- Все суммы округляются до целых чисел.
- Все данные вносятся в декларацию в ячейки, начиная с левой стороны. В пустых ячейках проставляют прочерки.
- Если данных для заполнения определенной ячейки нет, в ней также ставят прочерк.
- Все страницы документа должны быть пронумерованы.
- Распечатывать нужно только те страницы декларации, которые относятся к деятельности. Пустые страницы распечатывать и сдавать нет необходимости.
- Дата и подпись на титульном листе и в разделах должны быть одинаковыми.
- Оттиск печати нужно ставить только на титульном листе, в том месте, где стоит подпись.
- Сшивать декларацию не нужно, достаточно скрепить листы скрепкой.
Сроки сдачи декларации
Сдавать декларацию по УСН нужно один раз в год, в конце налогового периода. Ежеквартально сдавать отчетность не нужно. Главное, не забывать каждый квартал платить авансовые платежи.
Отчетность необходимо сдавать в следующие сроки:
- Для предпринимателей – до тридцатого апреля;
- Для компаний – до тридцать первого марта.
Если упрощенец подаст декларацию несвоевременно, ему придется платить штрафы в следующих размерах:
- Если упрощенец заплатил налог – тысяча рублей;
- Если упрощенец не произвел уплату налога – штраф составит 5 процентов от суммы налога, указанной в декларации. Штраф в таком размере взымается за каждый просроченный месяц подачи декларации, но не должен составлять более 30 процентов суммы налога, и не более одной тысячи рублей.
Как подать декларацию
Упрощенцы должны сдавать декларацию:
- Предприниматели – по месту проживания;
- Компании – по месту нахождения.
Подать декларацию по УСН можно следующими способами:
- На бумажном носителе, через доверенное лицо или лично. Подается в 2х экземплярах. Один должен остаться в налоговой инспекции, а второй (на котором в налоговой делают специальную пометку) – остаться у налогоплательщика. Этот документ будет подтверждать сдачу декларации.
- По почте. Декларация отправляется вместе с описью вложения. При таком способе отправления у плательщика налогов должна остаться опись и квитанция.
- Через электронную почту по Интернету.
Стоит учитывать, что если подавать декларацию на бумажном носителе, некоторые налоговые могут затребовать:
- Приложить декларацию на флешке или диске в электронном формате;
- Напечатать на декларации штрих-код, повторяющий сведения декларации.
Узнать об особенностях заполнения и скачать бланк налоговой декларации можно в статье.