17 мая 2018
Транспортно-заготовительные расходы
Любая организация, занимающаяся покупкой готовой продукции для перепродажи или материалов для изготовления товаров, сталкивается с понятием «транспортно-заготовительные расходы» и необходимостью их учета. Ответственные лица должны быть знакомы не только со спецификой таких затрат, но и всеми возможными вариантами их расчета и последующего распределения.
Содержание
Что такое ТЗР?
Организация, закупая товар, сталкивается с необходимостью оплаты транспортных расходов. Но не все предприятия знают, что под этим понимается. Расшифровка ТЗР достаточно проста: это транспортно-заготовительные расходы. В них может входить множество разновидностей затрат. В общем виде к их числу могут относиться любые издержки, которые несет предприятие для собственного снабжения МПЗ. Все они включаются в фактическую себестоимость готовой продукции, но могут относиться к прямым или косвенным издержкам.
Точное понятие транспортно-заготовительных расходов дано в Методических указаниях (пункт 70), которые были утверждены Минфином в приказе № 119н от 28 декабря 2001 года. Согласно документу, под ТЗР понимаются затраты предприятия, которые напрямую связаны с заготовкой и доставкой материалов на производство.
Перечень ТЗР
Полного перечня ТЗР не существует. Во многом это связано с тем, что характеристика транспортно-заготовительных расходов на разных предприятиях своя, обусловленная спецификой работы организации. В общем же виде в число ТЗР включаются расходы, связанные с:
- погрузкой и разгрузкой материалов;
- транспортировкой, не включенной в стоимость товаров;
- содержанием складских помещений, предназначенных для хранения материалов до момента их использования в производстве;
- содержанием складских и заготовительных пунктов в местах самих заготовок (за минусом заработной платы и соц. пакета);
- оплатой работы организаций, оказывающих посреднические, снабженческие или внешнеэкономические услуги (речь идет о наценках и надбавках);
- пересечением таможенных границ;
- издержками за хранение материалов в портах, пристанях или ж/д-станциях;
- командировками, направленными на покупку или заготовку материалов;
- появлением недостачи или порчи материалов в ходе их транспортировки или хранения (но не больше, чем предусмотренный размер естественной убыли).
Общая сумма ТЗР может включать и другие суммы. Главное, чтобы разновидности затрат подпадали под определение транспортно-заготовительных расходов.
Порядок учета
Законодательно установлены и способы учета ТЗР. Все 3 возможных варианта перечислены в Методических указаниях. Речь идет о следующих способах:
- отнесение на счет 16 (там отображаются отклонения в стоимости МПЗ);
- отнесение ТЗР на счет 10 «Материалы» (но дополнительно здесь создается отдельный субсчет для таких расходов);
- включение ТЗР в фактическую себестоимость приобретенных материалов, которые учитываются по счету 10.
Последний вариант обычно используется компаниями, где количество используемых материалов невелико или если некоторые виды материалов несут существенное значение. Чаще же всего помогает учесть ТЗР счет 10, точнее отдельный субсчет.
Вне зависимости от того, какой вариант выбрала компания, необходимо, чтобы в учетной политике была прописана возможность его использования.
Для упрощенцев предусмотрен еще один вариант списания ТЗР. Согласно пункту 13.1 ПБУ 5/01 сделать это можно непосредственно в момент возникновениях этих затрат.
Формулы для налогового учета ТЗР
Говоря о ТЗР, необходимо помнить, что их налоговый учет имеет некоторые нюансы. Причем формула транспортно-заготовительных расчетов будет зависеть от того, является ли организация торговой или осуществляет производство товаров. Но в обоих случаях бухгалтер должен максимально точно определить размер ТЗР для конкретного периода.
Торговые предприятия руководствуются статьей 320 НК РФ. Схема расчета при этом такова:
- Рассчитывает процент ТЗР. Формула его определения выглядит следующим образом:
К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:
- К – средний процент ТЗР на оставшиеся товары по окончанию месяца;
- ТР0 – это те ТЗР, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
- ТР1 – ТЗР, понесенные в рассматриваемом месяце;
- Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
- Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.
- Вычисляют сумму ТЗР по нереализованным товаров (ТРост), путем умножения полученного коэффициента на остаток товаров на конец месяца.
- Далее определяется сумма расходов, пригодная для списания. При этом используется следующая формула ТЗР: ТР0 + ТР1 — ТРост.
Если же речь идет о производстве, то там уже учитываются не товары, а материалы, используемые предприятием.