Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Понятие содержится в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле», в статье 1.

Резидент это:

  1. Физическое лицо
    1. Гражданин РФ, кроме:
      1. Постоянно проживающего за границей не менее 1 года;
      2. Имеющие вид на жительство иностранного государства;
  • Временно пребывающий за границей не менее 1 года (рабочая/учебная виза – не менее 1 года).
  1. Имеющий вид на жительство РФ.
  2. Юридические лица – на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ.
  3. Филиалы ЮЛ, указанных в пункте 3, за рубежом;
  4. Консульства, дипломатические организации РФ, находящиеся за границей;

Нерезидент это:

  1. Не граждане РФ;
  2. Юридические лица на территории иностранного государства, созданные в соответствии с законодательством этого государства;
  3. Не юридические лица, созданные не по российскому законодательству;
  4. Консульства, дипломатические организации иностранных государств;
  5. Филиалы/представительства межправительственных и межгосударственных организаций;
  6. Филиалы/представительства зарубежных юридических лиц;

Валютные операции:

Валютные операции между резидентами:

  • Покупка резидентом у резидента;
  • Продажа резидентом резиденту валютных ценностей;
  • Валюта как средство платежа;
  • Перевод валюты между резидентами;

Валютные операции между резидентами и нерезидентами:

  • Покупка резидентом у нерезидента/нерезидентом у резидента;
  • Продажа резидентом/нерезидентом нерезиденту/резиденту валютных ценностей;
  • Валюта как средство платежа;

Валютные операции между нерезидентами:

  • Покупка нерезидентом у нерезидента;
  • Продажа нерезидентом нерезиденту валютных ценностей;
  • Валюта как средство платежа;

Прочие:

  • Ввоз и вывоз валюты;
  • Перевод валюты.

Пока действует инструкция по валютным операциям от 2012 года, но с 1 января 2012 года она утрачивает силу. В силу вступит новая инструкция. Информация, представленная в статье, будет базироваться на инструкции, вступающей в силу с 1 января 2018 года. Данная инструкция действуют в отношении резидентов, и нерезидентов, кроме нерезидентов физических лиц.

Валютные операции определение

Документы при проведении валютных операций

Правила для резидентов

После зачисления валюты на транзитный счет резидент обязан не позднее 15 рабочих дней предоставить документы в банк.

Перечень документов:

  • Паспорт, иной документ удостоверяющий личность;
  • Свидетельство о регистрации ИП, юридического лица;
  • Подтверждение о постановке на учет в налоговой;
  • Относительно недвижимости – это может быть договор купли-продажи, или иной документ подтверждающий права на него;
  • Подтверждение открытия счета за пределами территории Российской Федерации;
  • Основание проведения валютной операции: договор, соглашение, накладные и пр.;
  • Документы, которые выдает банк (квитанции, выписки);
  • Таможенные документы;
  • Паспорт сделки – совокупность сведений о сторонах валютной операции, указывается конкретный вид валют, сумма операции, процентная ставка (для кредита), график платежей. Паспорт сделки – это комплексный документ из всех других документов, представляющий информацию в сжатом виде;
  • Документы о родстве (свидетельство о браке, свидетельство о рождение и пр.);
  • Вид на жительство иностранного государства (для граждан РФ);
  • Договор факторинга, при его наличии;
  • Подтверждение совершения валютной операции (квитанция, выписка).

Для нерезидентов:

Перечисленное выше, а также:

  • Подтверждение возможности осуществления валютных операций, если такое требование есть в иностранном государстве.

При проведении валютных операций большое значение имеет код вида операции. Список кодов содержится в Приложении 1 к инструкции.

Деньги с транзитного счета могут быть сняты как после предоставления необходимых документов, так и до. Средства могут быть выданы до предоставления вышеуказанных документов при предоставлении банку информации о коде вида операции.

Для выдачи валютных средств резидент подает в банк распоряжение об этом и документы, перечисленные выше.

Когда резидент не должен представлять документы

  1. При взыскании по законодательству РФ;
  2. При предоставлении валюты с согласия резидента;
  3. При взаимодействии с банком, открывшим счет;
  4. При передвижении валюты между счетами резидента;
  5. Вывод средств для выплат пенсий, социальных пособий нерезиденту;
  6. Во время использования валютной платежной карты;
  7. Аккредитив;
  8. При работе с суммой не больше 200 тыс. руб. (в эквиваленте), если резидент представит информацию о коде.

Сроки предоставления информации (информация о коде, документы по валютной операции) для проведения валютной операции

  1. Зачисление иностранной валюты на транзитный счет – одновременно предоставляется вся информация;
  2. Перевод российских рублей – 15 рабочих дней после осуществления операции;
  3. Вывод иностранной валюты со счета в иностранной валюте – одновременно;
  4. Вывод российских рублей со счета в рублях – одновременно.

Правила для нерезидентов

Ситуация: нерезидент открыл счет в российских рублях в российском банке. Для того, чтобы снять эти деньги, нерезидент должен представить в банк информацию о коде.

Не должен предоставлять эту информацию в случае:

  1. При взыскании по законодательству РФ;
  2. Дебетования;
  3. Взаимодействия с банком, открывшим счет;
  4. Перевод между счетами нерезидента;
  5. Использования платежной карты.

Экспортный/импортный/кредитный договор резидента

Резиденту независимо от того какой стороной он будет в договоре (импортер/экспортёр) необходимо ставить договор на учет в уполномоченном банке. Резидент в таком случае обязан проводить все валютные операции именно через этот банк.

Исключения из этого правила:

  • Счет открыт в филиале уполномоченного банка – валютные операции могут проводиться и через головной офис этого банка;
  • Счет от крыт в головном офисе – операции могут проводиться в филиале;

Экспортер предоставляет в банк данные о договоре либо сам договор.

Импортер и сторона-резидент в кредитном договоре обязаны представить в банк сам договор.

Сроки предоставления документов по таким договорам:

  1. При перечислении любой валюты на счет нерезидента – до выдачи распоряжения банку;
  2. При перечислении любой валюты на счет резидента от нерезидента – не позднее 15 рабочих дней после перевода средств;
  3. При перечислении любой валюты на счет резидента от нерезидента, счет открыт в банке-нерезидента – не позднее 30 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 30-дневнй срок пойдет с 1 декабря);

В кредитном договоре не указана точная сумма:

  1. Перевод средств резидентов нерезиденту, либо наоборот (нерезидент-резидент) не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря) для:
    1. Импортного и кредитного договора, сумма должна быть равно или больше 3 миллионов рублей;
    2. Экспортного договору, сумма должна быть равна или больше 6 миллионов;
  2. Исполнение договора – ввоз/вывоз продукции, когда необходимо таможенное декларирование – не позднее передачи таможенных деклараций;
  3. Исполнение договора – ввоз/вывоз продукции, когда не необходимости в таможенном декларировании – не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря);
  4. Исполнение договора – услуги, работы, интеллектуальная деятельность – не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря);
  5. Исполнение обязательств происходит иными способами (не теми, что указаны выше) – не позднее 15 рабочих дней после месяца перевода средств (если средства переведены, например, 15 ноября, то 15-дневнй срок пойдет с 1 декабря).

Снятие договора с учета в банке

Причины снятие договора с учета:

  1. Переход на обслуживание в другой банк, в том числе при переходе в другой филиал или головной офис;
  2. Закрытие счета;
  3. Обязательства исполнены в полной мере;
  4. Одна из сторон воспользовалась уступкой права требования;
  5. Обязательства прекращены/исполнены по иным основаниям;
  6. Договор на учете из-за ошибки.

Заявление на снятие с учета должно содержать:

  1. Номер договора;
  2. Одну из причин снятия с учета со ссылкой на конкретный пункт инструкции;
  3. Информация о лице, на чье имя происходит уступка требования;
  4. Подтверждение уступки требования;
  5. Подтверждение исполнения кредита.

Одно заявление может снимать с учет несколько договоров.

Изменение информации о договорах, поставленных на учет

Субъект подает заявление о внесении изменений в договор в банк, в котором договор состоит на учете.

Заявление на изменение информации должно содержать:

  1. Номер договора;
  2. Документ, являющийся причиной внесения изменений (например, дополнительное соглашения);
  3. Указывается дата визирования, изменяющих документов.

Указанные выше документы подаются в банк после их окончательного утверждения не позднее 15 рабочих дней.

Отношения с банком и субъектом (резидент/нерезидент) – способы взаимодействия по инструкции

Взаимодействие с банком стоится на взаимной договорённости между банком и субъектом (резидентом/нерезидентом).

Документы, предоставляемые в банк должны быть подлинными либо заверенной копией.

Документы могут быть представлены как в электронном виде, так и на бумаге (это согласуется с банком).

Физические лица и ИП, либо их представители сами подписывают документы и проставляют печать.

От юридических лиц подпись и печать ставит лицо, уполномоченное юридическим лицом, должно предоставить в банк соответствующие документы (приказ о назначении, протокол решения общего собрания участников и пр.).

Если документы отправляются в банк в электронном виде, то они должны быть подписаны электронной подписью. Для получения электронной подписи необходимо обратиться в ЭЦП (Единый портал электронной подписи)

Дата получения документов в банке – дата их предоставления.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

Права:

  1. Могут ознакомиться с документами, результатами проверок;
  2. Могут обжаловать действия/бездействия уполномоченных органов;
  3. Могут возместить у государства ущерб, в связи с неправомерными действиями уполномоченных лиц, контролеров.

Обязанности:

  1. Субъекты обязаны давать доступ к документам, необходимым для проведения проверок;
  2. Сохранять документы по валютным операциям в течении 3 лет, вести их учет и отчетность. По информации указанной выше, вы видели, что в банк, необходимо предоставлять все документы, вплоть до квитанций и платежек. Будьте внимательны, не пренебрегайте этим правилам, иначе вы можете стать нарушителем закона;
  3. Субъекты должны исполнять требования уполномоченных органов, контролеров, касающихся выявленных правонарушений;
  4. Резидент должен обеспечить проходимость средств по счетам, обеспечить оформление паспортов сделки.

Репатриация

Репатриация – это процесс возвращения актива, предмета символической ценности добровольно или насильственно его владельцу или месту его происхождения или гражданства. Этот термин может относиться к нечеловеческим субъектам, таким как конвертация иностранной валюты в валюту своей страны, а также к процессу возвращения военнослужащих к месту их происхождения после войны. Это также относится к дипломатическим посланникам, международным должностным лицам, а также эмигрантам и мигрантам в период международного кризиса.

Репатриация валюты происходит, когда иностранная валюта возвращается обратно в валюту страны происхождения. Репатриация также относится к выплате дивидендов зарубежной компанией российской фирме. Прямые иностранные инвестиции не облагаются налогом до тех пор, пока дивиденды не будут выплачены контролирующей материнской компании и, таким образом, будут репатриированы. Доход от прямых иностранных инвестиций облагается налогом только страной, в которой он включен до репатриации. В настоящее время существует сотни миллиардов прямых иностранных инвестиций из-за нежелания репатриировать эти доходы.

Резиденты обязаны обеспечить по отношению к нерезидентам:

  1. Возможность перевода средств со стороны нерезидента резиденту;
  2. Возможность реверсии (возврата) средств, из-за неисполнения договора;

Документы, предоставляемые в банк со стороны резидента:

  1. Информация о периоде получения средств от нерезидента;
  2. Информация о периоде исполнения договора со стороны нерезидента;

Резидент может не использовать счета в банке в случаях:

  1. Если договор заключен на срок более 2 лет с нерезидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ;
  2. Когда нерезидент оплачивает расходы резидента, связанные со строительством, созданием объектом на территории иностранного государства (расходы в иностранном государстве);
  3. При проведении культурно-массовых мероприятий;
  4. Когда происходит зачет требований по отдельным категориям деятельности
  5. Для транспортных компаний.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: