Учет основных средств при УСН

Учет основных средств при УСН – это грамотное отражение стоимости их покупки в расходах компании или ИП. Если хозяйствующий субъект состоит на упрощенке 15%, то траты, связанные с приобретением имущества, влияют на размер налогового обязательства. Порядок их отражения в бухгалтерских программах зависит от периода использования актива, его изначальной цены и момента покупки.

Что бухгалтер относит к категории ОС

Налоговый учет основных средств при УСН применим для предприятий и частных коммерсантов, выбравших упрощенку со ставкой 15%. Включение трат, сопутствовавших покупке активов, в состав расходов уменьшает налогооблагаемую базу и размер обязательств перед бюджетом.

Согласно нормам действующего законодательства, ОС – это материальные объекты (оборудование, станки, здания, транспортные средства, сооружения), которые фирма или ИП покупает не для дальнейшей реализации, а для использования в производстве или сбыте продукции, управленческих целях.

ООО на УСН ведут учет основных средств, если купленные ими активы стоят более 100 тыс. руб. и служат как минимум 12 месяцев. Приобретенные объекты с ценой от 40-100 тыс. руб. относятся к категории материалов.

ОС приходуется новым собственником по стоимости, включающей:

  • его цену, обозначенную в договоре (включая НДС);
  • сумму трат на достройку, монтаж;
  • таможенные сборы или государственные пошлины (например, уплаченные за регистрацию собственности на здание);
  • стоимость консультационных, юридических услуг, понадобившихся при заключении сделки.

Учет основных средств в 1С при УСН предполагает, что факт покупки материальных ценностей подтверждается первичной документацией. Важно, чтобы объект ОС был на 100% оплачен, на него было зарегистрировано право владения.

Информация об основных фондах отражается во 2-м разделе КУДиР. Сведения о понесенных расходах вносятся обособленно по каждому объекту. Данные указываются ежеквартально, по состоянию на окончание периода.

Счет 02 «Амортизация основных средств»

Учет амортизации основных средств при УСН

Организации и ИП на упрощенке не амортизируют купленное имущество. Они используют особый алгоритм отнесения стоимости приобретенных активов на текущие расходы. Он предполагает, что затраты учитываются равными долями на протяжении первого года службы актива. Например, траты на имущество ценой 120 тыс. руб. включаются в расходы четырьмя частями:

  • 30 тыс. – по итогам первого квартал службы;
  • 30 тыс. – в конце второго;
  • 30 тыс. – в конце третьего;
  • 30 тыс. – в завершении 12-ти-месячного цикла эксплуатации.

Учет основных средств при УСН «Доходы минус расходы» предполагает, что строчки, отражающие расходы на покупку ОС, вносятся в КУДиР по окончании каждого квартала.

Особые правила переноса стоимости на готовую продукцию действуют для фирм и ИП, которые состояли на общей системе налогообложения, а затем перешли на упрощенку. Схема, применяемая хозяйствующим субъектом, зависит от срока службы актива. Есть три варианта:

  • до трех лет – списание стоимости делается за первый год службы имущества;
  • до 15-ти лет – половина расходов на актив списывается в первый год, 30% – во второй и 20% – в третий;
  • более 15-ти лет – понесенные затраты относятся в расходы за десятилетний период ежеквартально.

В целях учета основных средств при УСН 15% налогоплательщик списывает их первоначальную цену на конец каждого квартала одинаковыми частями.

Если компания на УСН продает объекты ОС, когда срок их эксплуатации окончен (например, на запчасти), она не обязана корректировать расходы, понесенные на их покупку. Если сделка с активом совершается до наступления этого момента, то проводится пересчет согласно правилам ст. 259 НК РФ. Компания вычисляет амортизацию за годы службы ОС, если она окажется меньше суммы, списанной в расходы по факту, нужно доначислить налог и заплатить в бюджет недоимку и пени.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: