06 октября 2017
Субъекты социального партнерства
Согласно положениям ст. 25 ТК РФ, субъекты социального партнерства – это работники, компании-наниматели, органы разных уровней власти. Они вступают в мирный диалог, цель которого – найти компромиссное решение, устраивающее каждую из сторон и соответствующее законодательным нормам. Такой путь урегулирования вопросов спасает от напряженности в отношениях, забастовок, увольнений и прочих радикальных мер.
Как взаимодействуют сотрудники и работодатели
Основными субъектами социального партнерства выступают работники и фирмы-наниматели. Они имеют противоположные цели. Первые хотят добиться достойных условий труда, вторые стремятся снизить издержки бизнеса, в том числе и на заработную плату и обеспечение гарантий для персонала.
Стремясь прийти к компромиссу, работники и фирмы не могут действовать иначе, чем через своих представителей. Последние не признаются самостоятельным субъектом правоотношений, потому что транслируют интересы третьих лиц.
Представители компаний – это руководство и иные должностные лица, действующие на основании устава, приказа и других уполномочивающих документов. По закону фирмы вправе также создавать объединения работодателей – некоммерческие структуры, основанные на принципе членства, цель которых – отстаивание интересов определенного круга нанимателей в коллективных переговорах.
Некоммерческие структуры работодателей могут формироваться по следующим принципам:
- региональному;
- отраслевому;
- смешанному.
Закон дает им полномочия формулировать единую позицию по трудовым вопросам и защищать ее общими усилиями при взаимодействии с противоположной стороной – профессиональными союзами. Они могут лоббировать свои интересы в органах муниципальной и федеральной власти, выступать инициаторами принятия новых законов и подзаконных актов или внесения изменений в существующие.
Другие субъекты системы социального партнерства – наемные специалисты. Они выражают и защищают свои интересы через законных представителей двух типов:
- профсоюзы и их объединения;
- иные коллегиальные органы, формируемые путем голосования.
В законе прописано, что иные организации, действующие в рамках одной компании, не должны противоречить политике, проводимой профсоюзом, созданной в этой же коммерческой структуре.
Профсоюзы обладают следующими правомочиями по ТК РФ (ст. 370):
- контролировать соблюдение работодателями положений законодательства, локальных актов, коллективных соглашений;
- участвовать в урегулировании трудовых споров, возникающих на предприятии;
- выступать с законодательной инициативой: принимать участие в разработке нормативно-правовых актов;
- требовать наказания виновных фирм-нанимателей;
- следить за обеспечением должного уровня безопасности на производстве.
Увидев нарушение со стороны работодателя, профсоюз направляет ему письменное требование о его устранении. Согласно ст. 370 ТК РФ, администрации фирмы имеется недельный срок на рассмотрение обращения и принятие необходимых мер.
Органы государственной власти в системе социального партнерства
Органы муниципальной и государственной власти рассматриваются как субъекты партнерства в случае, когда они сами выступают в роли нанимателей рабочей силы. В остальных ситуациях они являются третьей независимой стороной, которая призвана:
- помочь сторонам диалога прийти к компромиссному решению;
- обеспечить защиту интересов общества в целом;
- координировать ход коллективных переговоров и споров;
- учесть интересы сторон при создании нормативно-правовой базы.
К субъектам социального партнерства не относятся органы местной и государственной власти, выступающие в роли третьей стороны, потому что они принимают участие далеко не всех его формах. В ст. 45 ТК РФ прописывается, что сотрудники и фирмы-наниматели вправе прийти к консенсусу и закрепить его документально самостоятельно, если не нуждаются в помощи независимого координатора.