Стороны социального партнерства

Стороны социального партнерства

Развитая экономика предполагает, что участники трудовых отношений умеют посредством цивилизованного диалога найти решение, которое устраивает всех и помогает избежать конфликтов и напряженности. Сторонами социального партнерства являются работники, фирмы-наниматели, органы власти разных уровней. Эти субъекты вступают в переговоры, споры, оказывают взаимные консультации, благодаря чему им удается решать разногласия мирным путем и заключать соглашения по важным вопросам.

Стороны партнерского диалога

Кто участвует в системе социального партнерства? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дается в ст. 25 ТК РФ. В ней указывается, что в этой роли выступают работники и фирмы-наниматели. Структуры общероссийской или муниципальной власти признаются самостоятельным субъектом трудовых правоотношений, когда являются работодателями.

Задача участников правоотношений – прийти к консенсусу, который будет соответствовать интересам обеих сторон. Поиск общего знаменателя возможен посредством цивилизованного диалога, достигнутый компромисс закрепляется в коллективных договорах и внутренних документах компаний.

В реалиях экономической жизни персонал и фирмы-наниматели лоббируют свои интересы не лично, а через своих законных представителей. Это профсоюзы и объединения работодателей, создаваемые в соответствии с нормами законодательства. Подобные структуры не считаются самостоятельной стороной партнерства, потому что их цель – транслировать интересы своих создателей и избирателей.

Социальное партнерство

Профсоюзы как участники правоотношений

В роли транслятора позиции сотрудников как стороны социального партнерства выступают профсоюзные организации. Их создание соответствует тексту Конституции РФ, где говорится, что работники вправе объединяться для защиты собственных интересов.

Профсоюзами называются добровольные объединения лиц, имеющих сходные профессиональные интересы, для отстаивания собственных трудовых прав. Согласно положениям ФЗ-10, эти организации наделены широким перечнем прав, а именно:

  • ведение коллективных переговоров и заключение соглашений с работодателями;
  • контроль выполнения достигнутых договоренностей;
  • решение возникающих трудовых споров;
  • контроль соблюдения работодателем законодательства о труде;
  • защита интересов персонала в уполномоченных органах (например, инспекции по труду).

Объем правомочий профсоюзов зависит от уровня, на котором они действуют. Так, общероссийские структуры участвуют в законотворческой деятельности. Проекты нормативных актов высылаются им на проверку, а полученные комментарии учитываются при дальнейшем согласовании. Объединения работников могут вносить собственные предложения по совершенствованию трудовых правоотношений в РФ.

Профессиональные союзы, действующие в масштабе предприятия, правомочны получать информацию о решениях руководства, меняющих условия труда специалистов. Например, согласно ст. 12 ФЗ №10, их обязаны уведомлять о предстоящей ликвидации предприятия или сокращении штата за три месяца до этого события. Увольнение сотрудника по желанию руководства возможно только после согласования с профсоюзом.

В ТК РФ (ст. 31) говорится, что участниками социального партнерства являются не только профсоюзы, но и другие представители персонала. Подобные структуры избираются по желанию коллектива путем голосования. В их функции входит защита интересов сотрудников, лоббирование их позиции во взаимоотношениях с администрацией нанимателя.

Другие структуры-представители назначаются методом голосования по инициативе наемных специалистов. Потребность в них возникает, если в компании отсутствует профсоюз, правомочный говорить и вносить предложения администрации от лица всего коллектива.

Кто представляет интересы организаций-нанимателей?

В ТК РФ четко прописано, что фирма-работодатель выступает стороной социального партнерства. У нее есть собственная позиция по возникающим вопросам, которую она транслирует и защищает через представителей. К числу последних относятся:

  • руководство или иные должностные лица, уполномоченные внутренней документацией фирмы;
  • объединения нанимателей – некоммерческие структуры, аналогичные профсоюзам, но защищающие интересы противоположной стороны правоотношений.

Когда стороны социального партнерства в сфере труда сходятся в диалоге, объединениям работодателей отводятся следующие функции (согласно 156-ФЗ):

  • формулировать собственное мнение по возникающим вопросам;
  • защищать его в диалоге с наемными специалистами и властными структурами;
  • участвовать во взаимных консультациях с профсоюзами и органами власти;
  • участвовать в законотворческой деятельности, вносить предложения по реализации госпрограмм.

Объединения работодателей формируются по региональному и отраслевому принципу. На самом верху иерархии находится Общероссийское объединение.

Применительно к фирмам-нанимателям в действующем законодательстве используется еще один термин – «прочие представители». Он используется в ситуациях, когда в роли работодателей выступают казенные и бюджетные формирования. Их позицию транслируют и защищают исполнительные органы соответствующего уровня.

Государство: участник или внешний наблюдатель?

Понятие стороны и значение социального партнерства не предполагает непосредственного участия государства в диалоге, который ведут заинтересованные субъекты. Властные структуры призваны:

  • создать законодательную базу для соцпартнерства;
  • обеспечить минимальные права и гарантии для работников;
  • создать систему страхования специалистов.

Государство выступает не как сторона диалога, а как внешний координатор, который способствует формированию независимых органов партнерства, защищает интересы общества в целом, учитывает интересы сотрудников и нанимателей и разработке государственной политики.

Сколько сторон могут участвовать в социальном партнерстве? Это зависит от особенностей ситуации и уровня ведения диалога. Внутренние споры на предприятии решаются путем диалога представителей администрации и персонала. Для обсуждения проблем федерального уровня привлекается третий независимый субъект – комиссия по социально-трудовым вопросам.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: