17 июня 2019

Система управления финансами организации

Система управления финансами организации

Составной частью управления предприятием является управление его финансами. Этот процесс требует решения больше экономических задач в области финансового менеджмента, нежели учетных. Но на практике в большинстве компаний, особенно относящихся к малому предпринимательству, такие функции берет на себя непосредственно руководитель. Разберемся, в чем состоит цель управления финансов организации и какие методы можно использовать для решения поставленных задач.

Роль финансов в управлении организацией

Оперативное управление финансами организаций представляет собой непрерывный процесс планирования, учета и контроля всех хозяйственных операций. В первую очередь анализируется движение денежных потоков (входящих и исходящих), внедряются меры по оптимизации использования ресурсов, изучаются показатели прибыльности и рентабельности.

Подробнее о 5 условиях успешного стартапа здесь.

Главная цель финансового менеджмента состоит в повышении прибыли компании. Дополнительно решаются такие задачи как обеспечение финансовой устойчивости бизнеса, то есть, его платежеспособности; формирование успешной инвестиционной политики; оценка рисков финансирования и т.д. Конкретные задачи управления финансами организаций ставятся в зависимости от вида деятельности, правового статуса, масштабности бизнеса.

Организация управления финансами на предприятии

При организации управления в области финансов необходимо определиться, какому сотруднику передать полномочия. Какие существуют варианты? Если предприятие достаточно крупное, можно создать отдельную финансовую службу или пригласить финансового менеджера (директора). В отличие от бухгалтерии такие специалисты занимаются управленческим учетом, включая подготовку и составление управленческой отчетности.

В небольших фирмах, как правило, управлением деятельности занимается руководитель с помощью главного бухгалтера. При это владелец бизнеса больше отслеживает денежные потоки, а главбух помогает разработать выгодную инвестиционную и кредитную политику; просчитать основные финансовые показатели и коэффициенты. Пример того, как выглядит структура управления финансами организации (крупной) далее:

Функции организации управления финансами (по видам объектов):

  • Управление активами – определяется оптимальная потребность в активах разных видов, анализируется структура имущества, рассчитывается и оценивается ликвидность, выбираются конкретные источники финансирования приобретения (или создания) оборотных, а также внеоборотных активов.
  • Управление капиталом – определяется оптимальная потребность в размере капитала для финансирования хоздеятельности компании, оптимизируется его структура с точки зрения заемных средств и собственных, проводится реинвестирование в прибыльные виды активов.
  • Управление инвестициями – разрабатываются направления инвестиционной политики предприятия, оценивается прибыльность инвестиционных вложений, формируется инвестиционный портфель организации.
  • Управление денежными потоками – анализируется движение денежных потоков компании (входящих и исходящих), составляется график платежей предприятия, включая обязательные платежи в бюджет, разрабатывается кредитная политика по основным дебиторам и кредиторам.
  • Управление финансовыми рисками – оцениваются те виды рисков, которые присущи именно вашему предприятию, разрабатываются мероприятия по их минимизации, распределению, при необходимости страхованию.
  • Антикризисный менеджмент – проводится регулярный мониторинг состояния финансовой устойчивости предприятия. При возникновении первых признаков неблагополучия разрабатываются превентивные меры по нейтрализации кризиса и его последствий. При необходимости вдобавок к внутренним процедурам добавляются внешние.

Методы управления финансами организаций

Существующие методы построены на финансовом анализе. Наибольшие затруднения у управленцев вызывают особенности расчетов показателей. Поскольку исходные данные зачастую нужно выбирать вручную или разрабатывать специальные модели (кейсы) по управленческому учету.

В процессе создания таких моделей помочь может участие в управлении финансами организаций финдиректоров, главных бухгалтеров, главных экономистов. Учитывайте не только текущие задачи, но и стратегические цели управления финансами организации. К примеру, на первоначальном этапе можно построить модель для одного участка или вида анализа (оборачиваемости, управления запасами, инвестиционного анализа, управления затратами и т.д.), а затем уже перейти к другим сегментам.

Подробнее о том, зачем компании нужен финансовый директор здесь.

Практические принципы организации управления финансами организации:

  • Для расчетов берите те исходные данные, которые максимально приближены к реалиям деятельности или взяты из практической ситуации. Для этого используются бухпрограммы, информация из различных отделов организации (коммерческой службы, производственных и логистических отделов, техслужбы и др.). Задача управленца – собрать разрозненные данные, сопоставить их, проанализировать достоверность и затем принять решения.
  • Используйте для определения показателей расчетные таблицы. Оптимально подходит Excel. Если у вас есть специальная модель, которая позволит интегрировать бизнес-кейс с бухпрограммой и ее регистрами, это очень упростит работу.
  • Стройте графики и диаграммы. Наглядное представление информации поможет упростить анализ изменений показателей.

К примеру, у вас небольшая производственная компания. Руководитель стремится расширить бизнес, но есть ограничения в свободных денежных средствах. Вариантов приобретения дополнительного оборудования для роста производственных объемов три:

  1. Закупить основные средства самостоятельно.
  2. Взять оборудование в лизинг (финансовую аренду).
  3. Приобрести станки в кредит.

Чтобы понять, какой вариант наиболее выгодный, нужно построить финансовую модель расширения внеоборотных активов. При этом следует учесть условия кредитования, предлагаемые различными банками, и условия лизинга, также доступные в нескольких компаниях. А чтобы понять, насколько затратным будет самостоятельное приобретение оборудования, нужно оценить, в какие расходы выльется извлечение из оборотного капитала средств на закупку.

Добавить комментарий

Авторизация

Авторизация

*
*
Регистрация

Регистрация

*
*
*
*

Генерация пароля