Развитие социального партнерства в России

Развитие социального партнерства в России

Социальное партнерство в России переживает период становления и развития. Идеология, оставшаяся «в наследство» с советских времен, давно устарела. Сегодня создана законодательная база, регулирующая отношения работников, фирм-нанимателей и органов государственной власти, сформированы некоммерческие органы на разных уровнях: профсоюзы, комиссии по трудовым отношениям. Единственное, чего не хватает в сложившейся системе, – ее бесперебойного действия, понимания всеми сторонами важности ведения цивилизованного диалога, партнерских отношений.

Положение дел в российском социальном партнерстве

Становление социального партнерства – длительный и непростой процесс. Многие страны вели его десятилетиями, используя метод проб и ошибок. В России формирование этого элемента трудовых правоотношений осложнялось двумя факторами:

  • Отсутствием реального опыта ведения диалога работников и фирм в экономике СССР.
  • Снижением роли государства и его институтов в связи с ломкой социалистического строя.

Несмотря на наличие определенных трудностей, удалось добиться значительного прогресса. Сегодня для развития социального партнерства в России созданы все необходимые условия:

  • Экономика полностью перестроена на рыночные «рельсы».
  • Создана законодательная база, регулирующая правила диалога сторон трудовых правоотношений. Основной нормативный документ в этой сфере – ТК РФ.
  • Функционируют профсоюзы, призванные защищать интересы работников в рамках одного предприятия, отрасли или региона, существуют объединения работодателей.
  • Созданы комиссии по социально-трудовым отношениям на разных уровнях партнерства. В частности, на федеральном уровне работает Российская трехсторонняя комиссия.

Формирование партнерских отношений в сфере труда соответствует постулату, провозглашенному Конституцией РФ, о необходимости развития социальной экономики.

Социальное партнерство

Система социального партнерства в РФ: основные проблемы

Несмотря на значительный прогресс в развитии социального партнерства, в этой сфере остаются насущные проблемы, мешающие развитию цивилизованного диалога сторон. К их числу относится следующее:

  1. Слабость профсоюзов

В современной России отсутствуют сильные профсоюзные организации, способные эффективно отстаивать права работников, участвовать в законотворчестве. Существующие структуры либо слабы, либо занимают соглашательскую позицию.

  1. Менталитет работников

Большинство российских граждан не обладают знаниями в сфере социального партнерства, не понимают его значения. Приходя к работодателю, они не умеют правильно торговаться и добиваться достойного оклада, а соглашаются на предложенную заработную плату. Люди боятся утратить место трудоустройства, а потому предпочитают не конфликтовать с администрацией фирмы-нанимателя. По данным статистики, подобные опасения особенно характерны для дам от 40 лет и мужчин после 50.

  1. Неготовность власти к диалогу

Модели социального партнерства в России предполагают, что Правительство – сторона, которую практически нельзя привлечь к ответственности. Трудовые комиссии, профсоюзы и объединения работодателей допускаются к диалогу только по вопросам подготовки новых законодательных актов. Их не приглашают к разработке государственных программ в социально-экономической сфере. Повышение зарплат бюджетникам, индексация пенсий и другие запланированные мероприятия откладываются из-за недостатка средств в бюджете.

  1. Несовершенство договорных отношений

Комиссии по труду и профессиональные союзы зачастую имеют исключительно совещательные полномочия. Они могут инициировать подписание коллективного соглашения, но не в силах контролировать его выполнение. Штрафы, установленные КоАП РФ за нарушение положений этих документов администрацией предприятия, не превышают 5 тыс. руб., а потому не могут стать стимулом для руководства фирмы к соблюдению принятых ранее договоренностей.

  1. Незнание законодательных норм

В современной российской действительности большинство работников не понимают смысла и назначения коллективных соглашений, органов социального партнерства. Сотрудники предприятий не обучены правилам договорного процесса. Они не признают значения профсоюзов: по данным статистики, более 90% специалистов считают, что эти структуры «ничего не делают».

Основные принципы социального партнерства

Перспективы развития социального партнерства в России связаны с разработкой новых стратегий в деятельности профсоюзов и объединений работодателей. Необходимо расширение набора инструментов, которыми они пользуются для достижения своих целей, привлечение новых членов в ряды этих структур, расширение международного сотрудничества и формирование новых организаций.

Второе направление по улучшению сложившейся ситуации – совершенствование деятельности Российской трехсторонней комиссии. Необходимо предоставить ей новые рычаги влияния, расширить список правомочий, разработать эффективные правовые основы и расширить практику по сотрудничеству с аналогичными органами развитых стран.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: