11 апреля 2017
Равновесная рыночная цена
Соблюдение баланса интересов покупателей (заказчиков) и продавцов (поставщиков) порождает такое понятие, как равновесная рыночная цена. Как при этом взаимодействуют спрос и предложение? Каким образом достигается равновесие рынка? Поговорим об экономических понятиях на доступном языке.
Что такое равновесная рыночная цена
Главная цель ведения любого бизнеса – это получение прибыли. И чем выше ее показатели, тем лучше в конечном итоге для всех – от владельцев компании до наемных специалистов. Каждый руководитель знает, что успешное ведение деятельности предполагает наличие оптимальной торговой политики, принципы которой направлены на выгодное продвижение товаров/услуг с продуманным ценообразованием.
Сбалансированная рыночная цена предполагает такой стоимостной уровень продукции, при котором спрос равновесен предложению, а интересы всех участников совпадают. Основные признаки равновесной цены:
- Спрос равен предложению.
- Отсутствует избыток/дефицит продукции.
- Нет тенденции к понижению/росту стоимости.
Следовательно, можно говорить, что, если текущая ситуация на рынке изменяется, образуется перекос в сторону увеличения (соблюдаются интересы продавцов) или в сторону уменьшения (возникает преимущество у покупателей). Происходит это достаточно часто, так как на свободу купли-продажи влияет множество самых разных факторов – от экономических до инновационных. Рынок может уравновеситься сам по себе – стихийным образом или принудительно – под воздействием дополнительного государственного регулирования или предприятий-монополистов.
Исходя из взаимоотношений предложения и спроса, возможно установление точки равновесия; появление дефицита (при повышении цены) или излишка изделий (при падении цены). Изменение может быть сезонным, то есть колебаться в зависимости от объемов производства, или постоянным, не зависящим от выпуска ГП.
Как равновесная цена влияет на механизм рыночного равновесия
Уравновешивание цены – это один из главных экономических законов. Причина такой особенности в том, что предприниматели стремятся сформировать стоимость, адекватную для потребителей продукции и выгодную для бизнеса. Рынок является самостоятельным организмом, и все время стремится к равновесию. Тем не менее, нередко возможны и другие ситуации взаимодействия:
- Цена растет и превышает равновесную – наблюдается при увеличении спроса на изделия или при снижении количества предложений. В результате образуется дефицит, производители становятся заинтересованы в стимулировании выпуска ГП, начинается конкуренция, выигрывает тот, кто может обеспечить необходимый уровень производства.
- Цена падает и становится ниже равновесной – наблюдается при снижении текущего спроса или при росте актуальных предложений. Как следствие, образуется излишек товаров и рост запасов у производителей. Сложности с реализацией вынуждают поставщиков избавляться от продукции любыми способами, вплоть до максимального снижения стоимости и выброса изделий на прилавки по самым низким ценам.
Обратите внимание! Те же самые законы действуют и на рынке разнообразных услуг. Определение равновесной цены на работы/услуги основывается в числе прочих на показателях спроса, предложения, доступности и объемах выполнения работ.
Вывод: рыночное равновесие – это очень относительное понятие и может сохраняться в течение короткого временного промежутка. Любое отклонение затрагивает механизм ценообразования и приводит к появлению новой стоимости даже при малейших изменениях рыночных условий.