Принципы ведения бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета – обязанность организаций, зарегистрированных на территории РФ, вне зависимости от формы собственности, направления деятельности и выбранной системы налогообложения. Согласно положениям 402-ФЗ, хозяйствующие субъекты должны вносить в учетную программу сведения о происходящих фактах экономической жизни, формировать первичную документацию, ежегодно составлять и представлять в фискальные органы финансовую отчетность.

Задачи и объекты бухучета

Бухгалтерский учет ведется для корректного отражения информации о следующих объектах:

  • активах фирмы;
  • ее обязательствах;
  • происходящих явлениях хозяйственной жизни (заключаемых сделках и иных операциях).

Задача бухучета – формирование правдивой и полной информации относительно финансового состояния фирмы. Эти сведения необходимы:

  • внутренним пользователям (руководство, собственники);
  • внешним заинтересованным лицам (контрагентам, инвесторам, банкам и т.д.).

Ведение бухучета призвано дать перечисленным группам лиц информацию, необходимую для:

  • обеспечения безубыточной деятельности фирмы;
  • недопущения нарушений законодательных норм в процессе работы;
  • контроля целесообразности совершаемых сделок;
  • обеспечения эффективного использования ресурсов, имеющихся в распоряжении компании (трудовых, материальных, интеллектуальных);
  • поддержания финансовой устойчивости фирмы.

Достоверные сведения, отраженные в бухгалтерской отчетности, помогают управленцам принимать правильные решения относительно выбора стратегии, направлений развития, оценивать, в какой мере соблюдаются обозначенные ранее сметы, нормативы, показатели эффективности.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета

Принципы бухгалтерского учета

Ведение бухучета компании базируется на следующих принципах, применимых для разных сфер деятельности и форм собственности:

1. Автономность

Бухгалтер исходит из утверждения, что организация – самостоятельный и независимый хозяйствующий субъект, который нельзя отождествлять с его владельцами (акционерами, участниками). Собственность фирмы не признается одновременно собственностью ее акционеров, расчетные счета и ответственность по обязательствам юрлица обязательно отделяются.

2. Двойная запись

Это один из основополагающих принципов бухучета. Его суть в том, что каждая операция отражается по двум счетам в одинаковом стоимостном выражении. Такой подход демонстрирует двойственность имущества фирмы: для корректного отражения ситуации важно показать не только активы, но и источники их формирования.

3. Регистрация

Бухгалтер обязательно регистрирует все факты хозяйственной жизни, изменяющие состав активов или пассивов организации. Каждая запись, сделанная в учетной программе, обязательно должна подтверждаться первичными документами, оформленными в соответствии с актуальными требованиями законодательства.

Принципы бух учета сводятся к тому, что регистрации подлежат факты, которые способны воздействовать на управленческий процесс в компании. Недопустимо, чтобы затраты, связанные с их отражением по счетам, превышали потенциальные выгоды от принятия правильных и дальновидных решений, базирующихся на достоверной информации.

4. Непрерывность

Считается, что предприятие будет продолжать функционирование неопределенно долго. Для фирм, подлежащих ликвидации, предусмотрены свои особенности ведения бухгалтерского учета, предполагающие необходимость переоценки активов по рыночным ценам. Если компания не реорганизуется, а целиком продается новому собственнику, ликвидационный баланс не составляется. Смена владельца не должна повлиять на учет хозяйствующего субъекта.

5. Идентификация

Согласно этому принципу, компания обязана выбрать корректный момент для регистрации совершаемых сделок. Иными словами, бухгалтеру важно правильно соотнести произошедший факт с отчетным периодом.

Например, как вести бухгалтерский учет, если фирма закупает изделия у поставщика? Эта сделка включает цепочку последовательных событий:

  • подписание договора поставки;
  • отгрузка продукции;
  • ее оприходование на склад получателя;
  • оплата поставленных товаров.

Момент, когда будут отражены расходы на покупку изделий, зависит от особенностей учетной политики фирмы, где прописываются правила бухгалтерского учета, актуальные для данного юрлица. Российское законодательство дает право выбора между двумя методами: кассовым и по начислению. В первом случае траты нужно было бы провести датой отгрузки, во втором – тем числом, когда клиент совершил оплату в пользу поставщика.

6. Осмотрительность

Действующие сегодня принципы ведения бухгалтерского учета предполагают, что специалисты должны быть осторожны в оценках, чтобы избежать неоправданного завышения или занижения показателей, приводящих к формированию излишних запасов, неиспользуемых резервов. Чтобы не допустить неточностей, бухгалтер оценивает стоимость актива по минимальной планке, размер обязательств – по максимальной.

7. Периодичность

Порядок ведения бухгалтерского учета предполагает, что финансовая отчетность составляется регулярно. Например, российские компании формируют ее ежегодно, что позволяет проводить аналитику на основании данных баланса, оценивать тенденции за истекшие периоды.

8. Ясность

Бухгалтерская отчетность должна быть понятна тем, кто будет ее применять в качестве базы для принятия решений.

9. Относительность

Данные финансовой отчетности никогда не являются «истиной в последней инстанции», в них есть погрешности. Соблюдение принципов ведения бухгалтерского учета на предприятии не гарантирует отсутствие ошибок и расхождений с реальной ситуацией по двум причинам:

  • имеет место естественная убыль имущества, потери сверх нормативов;
  • разные виды стоимости (рыночная, балансовая, восстановительная и т.д.) по-разному отражают состав имущества организации.

Чтобы принимать правильные решения по данным отчетности, управленец должен осознавать, что в ней могут содержаться погрешности.

10. Конфиденциальность

Ведение бухгалтерского учета предполагает доступ к информации, составляющей коммерческую тайну. Ее разглашение недопустимо, потому что оно означает нанесение ущерба компании. Для лиц, нарушающих этот принцип, введены разные виды ответственности.

Российское законодательство предусматривает для сотрудников бухгалтерии, разглашающих коммерческую тайну, дисциплинарную ответственность (вплоть до увольнения). С виновного можно взыскать материальный ущерб в пределах его месячного заработка.

Основные правила ведения бухгалтерского учета

Ключевые правила, которых обязаны придерживаться российские бухгалтеры, сформулированы во второй главе Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина №34н, принятым в 1998 году. В нем обозначено следующее:

  • При отражении операций используется принцип двойной записи.
  • Фирма издает учетную политику, где описывает, как вести бухучет, утверждает рабочий план счетов. Документ вводится в действие приказом генерального директора организации.
  • Бухгалтерский учет ведется на русском языке. Все денежные показатели отражаются строго в рублях РФ. Значения, номинированные в валюте, подлежат пересчету по курсу ЦБ.
  • Учет затрат, связанных с основным направлением работы компании, с финансовыми вложениями и инвестициями, ведется раздельно.
  • Правила ведения бухгалтерского учета подразумевают, что каждая сделанная проводка должна подтверждаться оправдательным документом, содержащим обязательные реквизиты, предусмотренные российским законодательством.
  • Активы и пассивы фирмы отражаются в учете в денежном эквиваленте. Например, если доход поступил в натуральной форме, его пересчитывают на рубли в соответствии с рыночными ценами, действовавшими на тот момент.
  • Правила ведения бухучета предполагают, что достоверность сделанных проводок должна подтверждаться инвентаризацией имущества. Последняя проводится регулярно с очередностью, обозначенной фирмой в учетной политике. В ходе нее проверяется наличие ценностей, их сохранность, текущая стоимость.

В Положении о бухучете прописывается, что первичные документы, опосредующие проведение операций, имеет право подписывать ограниченный круг лиц, утвержденный директором компании после согласования с главным бухгалтером.

Организация ведения бухгалтерского учета на предприятии предполагает, что операции должны отражаться в программах в момент их совершения. Если это невозможно сделать (например, по причине отсутствия документов от контрагента) – непосредственно после сделки.

По свершенным операциям составляются первичные документы в соответствии с требованиями законодательства РФ. Периодичность их формирования, порядок подписания, сроки передачи между подразделениями организации закрепляются внутренними правилами документооборота компании. Ответственность за достоверность и корректность содержания указанных бумаг лежит на их авторах-составителях – уполномоченных сотрудниках.

Соблюдение правил и приемов ведения бухгалтерского учета, утвержденных законами РФ или сложившейся практикой, – обязанность, а не добрая воля компании. Отчетность, отвечающая всем актуальным требованиям, не вызовет нареканий и вопросов у налоговиков, станет надежной базой, позволяющей управленцам, инвесторам или кредиторам принимать продуманные и эффективные управленческие решения.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: