Органы социального партнерства

Органы социального партнерства

В процессе трудовых правоотношений работник и фирма-наниматель не всегда могут прийти к согласию без посторонней помощи. Зачастую им требуется участие третьей стороны, координирующей их диалог или выступающей в роли «третейского судьи». В российской экономической действительности эту функцию выполняют органы социального партнерства, формируемые согласно действующему законодательству.

Роль и виды органов партнерства

Под органами-координаторами во взаимоотношениях соцпартнерства понимаются некоммерческие структуры, создаваемые из представителей фирм-нанимателей и сотрудников, выполняющие следующие функции:

  • регулирование правоотношений в сфере труда;
  • координирование или проведение коллективных переговоров;
  • помощь в составлении договоров между субъектами правоотношений;
  • надзор за выполнением принятых договоренностей.

В ст. 35 ТК РФ прописано, что органами социального партнерства являются комиссии, выполняющие роль координаторов и «третейских судей». Это некоммерческие структуры, формируемые из делегатов от обеих сторон, полномочных решать трудовые вопросы. Такие организации могут действовать на различных уровнях экономической жизни – от внутрифирменного до общероссийского.

Формирование комиссий происходит на добровольных началах, их члены избираются методом голосования. Эти некоммерческие структуры подчиняются действующим в России законодательным актам, в частности, положениям ТК РФ.

Типы социально-трудовых комиссий

Комиссии в сфере труда могут быть двух- и трехсторонними. Если коллегиальный орган формируется в рамках одной компании, он носит двусторонний характер, т.к. объединяет представителей персонала и администрации предприятия. По закону эти субъекты вправе решать возникающие вопросы самостоятельно, без привлечения внешних помощников.

Трехсторонние комиссии создаются в более глобальных масштабах: межотраслевом, региональном, федеральном. Они объединяют делегатов от фирм, профсоюзных организаций и властных структур.

Комиссии в области соцпартнерства могут быть постоянными, т.е. действующими длительный период, или временными, т.е. формируемыми методом голосования для решения конкретного вопроса или определенной совокупности задач.

Постоянные формирования возникают в масштабах регионов или страны в целом. Яркий тому пример – Российская трехсторонняя комиссия, работающая на общероссийском уровне. Она объединяет следующих субъектов трудовых правоотношений:

  • профсоюзы – представители интересов работников;
  • объединения фирм-нанимателей, транслирующие их позицию;
  • представители Правительства России.

Общее число участников комиссии составляет не более 30 человек. Руководящие функции в органе выполняет координатор, назначаемый Президентом.

Цель деятельности организации – помочь компаниям, наемным специалистам и властным структурам прийти к общему знаменателю по актуальным вопросам, связанным с трудовой сферой и занятостью.

Данная структура социального партнерства выполняет такие задачи, как:

  • проводит коллективные переговоры;
  • участвует в разработке нормативных документов;
  • рассматривает вопросы, возникающие в ходе трудовых взаимоотношений;
  • изучает мировой опыт развития партнерских отношений;
  • транслирует накопленные навыки и знания ниже: в аналогичные структуры субъектов РФ и отдельных предприятий.

В субъектах федерации функционируют собственные трехсторонние комиссии. Они выполняют аналогичный круг задач, но в более сжатых географических границах. Сегодня такие структуры работают в большинстве территориальных единиц РФ.

Для решения локальных задач создаются муниципальные и межотраслевые комиссии. Последние могут объединять членов из разных регионов РФ и городов.

Социальное партнерство

Как действуют органы социального партнерства в трудовом праве?

В ст. 35.1 ТК РФ провозглашается, что властные структуры различных уровней должны привлекать комиссии и профсоюзные организации к принятию решений, непосредственно связанных с условиями занятости и социальными гарантиями трудящихся. Мнение этих структур учитывается при:

  • приятии законов и подзаконных актов, связанных со сферой труда;
  • разработке программ социально-экономического развития;
  • принятии иных нормативных актов.

Проект документа, проходящий обсуждение и согласование в органах муниципальной, региональной и федеральной власти, высылается органам соцпартнерства вместе с информацией, необходимой для принятия взвешенного решения. Позиция, высказанная профсоюзом или комиссией по результатам изучения документа, влияет на его дальнейшую судьбу. Мнение независимой организации обязательно рассматривается и учитывается.

Органы социального партнерства в сфере труда – это структуры, создаваемые на добровольных началах и призванные помочь представителям нанимателей и сотрудников найти компромисс в возникающих правоотношениях. Их создание позволяет сделать социально-трудовую сферу более гибкой, обойтись без непосредственного участия государства, силовых и надзорных структур в вопросах, которые можно решить методом цивилизованных переговоров.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: