01 мая 2019
Обходной лист при увольнении
Составление обходного листа – элемент процедуры увольнения работника. Этот документ заполняется представителями разных подразделений организации, он нужен, чтобы удостовериться, что наемный специалист сдал вверенные ему материальные ценности, не оставляет после себя долгов и незаконченных дел. Такая схема используется в крупных организациях с большим штатом, в небольших компаниях чаще всего обходятся без нее.
Обязателен ли обходной лист при увольнении?
Понятие «обходной лист» не фигурирует в Трудовом Кодексе. Это значит, что компания вправе самостоятельно решать: использовать ли его при совершении кадровых процедур или отказаться от такой практики. Эксперты советуют заполнять этот документ, потому что по нему можно отследить, какие материальные ценности, ранее полученные от руководства, сдал сотрудник, покидающий организацию. Например, становится понятно, что он вернул свой ноутбук, пропуск, ключи от служебного автомобиля, не имеет задолженности по ДМС и по неизрасходованным командировочным и т.д.
Требование о заполнении обходного листа при увольнении фиксируется в локальных актах фирмы, например, в правилах внутреннего трудового распорядка. Обратите внимание: если работник наотрез отказывается заполнять документ, у компании нет рычагов давления на него. Ст. 84.1 ТК РФ не оставляет организациям права заставлять специалистов, задерживая им денежный расчет, угрожая не выдать трудовую или медицинскую книжку. Если сотрудник, недовольный подобными действиями нанимателя, обратится в суд, на юридическое лицо наложат штраф по ст. 5.27 КоАП РФ.
Особый порядок предусмотрен для государственных служащих. Они обязаны оформлять обходные листки при увольнении согласно положениям отраслевых нормативных актов. Например, из Приказа МВД РФ №725 от 26.07.12 г. следует, что работники полиции предоставляют заполненные документы в территориальное кадровое подразделение.
Как составить обходной лист?
Действующее законодательство не предлагает унифицированного образца обходного листа при увольнении. Из положений ст. 8 и 22 ТК РФ вытекает, что компания-наниматель самостоятельно разрабатывает его форму и закрепляет в своих локальных актах. Там же описывается порядок, в котором производится выдача и заполнение документа.
Например, фирма вправе предусмотреть внутренними положениями, что увольняемый специалист в последний рабочий день получает бланк обходного у непосредственного руководителя или скачивает с внутреннего портала организации. Далее он сдает материальные ценности уполномоченным лицам и собирает их подписи в соответствующих графах. Когда документ окажется полностью заполненным, он передается в отдел кадров.
В образец обходного листа целесообразно включить следующие сведения:
- ФИО сотрудника;
- подразделение, где он работает, должность;
- дату и номер приказа об увольнении;
- ФИО и должности лиц, которым гражданин сдает материальные ценности.
Уполномоченные лица, к которым обращается увольняемый работник, проставляют свои примечания (например, «Задолженность отсутствует», «Пропуск сдан»), подписи и текущую дату в специально отведенных графах.
Если в ходе заполнения обходного обнаруживается недостача, предприятие вправе принять меры по взысканию денежных средств с работника. У него появляется право возместить убытки, если проводилась инвентаризация. Издается приказ руководителя фирмы, сумма удерживается из окончательного расчета со специалистом. Если официальный пересчет ценностей не проводился, компания не может проводить удержание, ей остается простить сотруднику возникший долг.