14 ноября 2017

МСФО IAS 2 «Запасы»

МСФО IAS 2 «Запасы»

Корректный учет запасов – основной фактор, определяющий себестоимость товаров и чистую прибыль предприятия от совершения сделок купли-продажи. Правила и нормы, которых должен придерживаться бухгалтер, изложены в стандарте МСФО IAS 2 «Запасы», датированном 2005 годом. Он дает ответы на основные вопросы специалистов: как определить цену готовой продукции и незавершенного производства, как не нарушить принцип осмотрительности и «нащупать» момент формирования выручки организации.

Принципы и положения МСФО 2

Стандарт IAS 2 посвящен отражению запасов в бухучете хозяйствующих субъектов. Его действие распространяется на все их типы, кроме:

  • незавершенного производства по долгосрочным соглашениям (возведение зданий, создание основных средств и т.д.);
  • биологических активов (скот, насаждения и т.д.), используемых в сфере сельского хозяйства;
  • финансовых инструментов;
  • продукции в распоряжении товарных брокеров.

Положения IAS 2 дают ответы на следующие вопросы:

  • как сформировать учетную политику по оценке запасов;
  • как выбрать модель определения их себестоимости;
  • как отразить запасы в бухгалтерском балансе и форме 2.

Аналог МСФО 2 в российской практике – ПБУ 5/01. В основу отечественного стандарта были положены актуальные международные правила.

Некорректный учет незавершенного производства и готовой продукции – причина занижения или завышения чистой прибыли. Руководство организации получает искаженную информацию о финансовых результатах деятельности и не может принимать эффективные решения. Использование положений МСФО 2 позволяет сделать учет более объективным по отношению к реальной ситуации.

Подробней об IAS

Понятия и определения в рамках IAS 2

Согласно IAS 2, в понятие «запасы» при составлении финансовой отчетности включаются следующие типы активов:

  • готовые товары, которые осталось реализовать покупателям;
  • ценности, находящиеся на этапе изготовления для дальнейшей реализации;
  • элементы сырья, используемые в ходе производственной деятельности.

Если компания оказывает услуги, для нее запасы – это стоимость работ, которые уже проделаны специалистами организации, но еще не сформировали выручку.

Задача МСФО 2 – дать бухгалтерам и экономистам ответ на вопрос, какая часть себестоимости запасов рассматривается в роли актива и переносится на будущие периоды до тех пор, пока не возникнет доход от совершения сделки.

Согласно международным стандартам, стоимость запасов равна значению меньшего из 2-х показателей:

  1. Себестоимость запасов (СЗ)

Это ценник, сформированный на основе затрат, необходимых для производства активов, их доработки, доставки, приведения в пригодное для практического использования состояние.

  1. Чистая стоимость продажи (ЧСП)

Это цена, которую компания могла бы выручить от продажи активов в условиях свободного рынка, за вычетом расходов на их создание и на совершение сделки с потенциальным покупателем.

Чистая справедливая стоимость отражает специфику деятельности каждой организации, поэтому не существует ее «общего» значения.

Из чего складывается СЗ?

Как оценивается по МСФО себестоимость запасов? Бухгалтер принимает во внимание все типы затрат, сопутствующих созданию актива. Выделяется три их вида:

  1. Расходы на покупку

Это стоимость сырья, полуфабрикатов или продукции для дальнейшей перепродажи, указанная в договоре с поставщиком, увеличенная на размер невозмещаемых налогов и пошлин, расходов, связанных с пересечением товарами государственной границы.

Важно! Российский НДС не увеличивает СЗ, потому что в расчет включаются пошлины и прочие налоги за исключением тех, по которым предусмотрено возмещение.

В СЗ включаются расходы, связанные с транспортировкой купленных активов до места назначения, с совершением самой сделки (траты на ведение переговоров, оплату услуг менеджера по продажам и т.д.). Если поставщик сделал покупателю скидки, предоставил бонусы, соответствующие суммы вычитаются из себестоимости.

  1. Расходы на переработку

Если купленные активы не готовы к дальнейшей перепродаже, а требуют переработки, ее цена включается в СЗ. Она состоит из расходов трех групп:

  • Прямых – это заработная плата цеховых рабочих, стоимость сырья и материалов для переработки. Эти типы трат напрямую зависят от объемов производства.
  • Постоянных накладных расходов – это суммы издержек, которые не зависят от объемов производственной деятельности и сохраняются даже при простое, например, амортизация и обслуживание производственных мощностей, оплата услуг управленцев, секретарей и т.д.
  • Переменных накладных расходов – это «золотая середина» между предыдущими видами затрат. Они зависят от масштабов производства, но не прямо, а косвенно.

МСФО 2 описывает необходимость распределения совокупных затрат на каждую единицу продукции не «на глаз», а на основании закрепленной в учетной политике методологии. Возможно использования методики нормирования, когда в качестве «точки отсчета» используются нормальные для организации значения расхода сырья, трудового времени, электроэнергии и т.д. Эти цифры постоянно пересматриваются в свете меняющихся условий рынка и технологии.

Второй метод распределения затрат – по розничной стоимости. Он используется коммерческими структурами, ассортимент которых приносит примерно одинаковую маржу. Он предполагает уменьшение стоимости продаж на %% прибыли.

Стандарт рассматривает ситуации, когда вместе с основным фирма производит побочный продукт. Чтобы распределить затраты, нужно рассчитать их пропорционально по доле в выручке. Если побочная продукция приносит несущественный доход, разработчики IAS 2 рекомендуют считать ее себестоимость равной цене продажи за вычетом расходов на сделку.

  1. Прочие расходы

Это дополнительные траты, связанные с покупкой и содержанием запасов и не попавшие в предыдущие две категории. Например, это сумма, пущенная на доработки готовой продукции под требования конкретного заказчика, признанная в качестве расходов в отчетном периоде.

МСФО 2 «Запасы» декларирует, что в себестоимость активов нельзя включать издержки, связанные с организацией сбыта, сверхнормативные расходы сырья и труда, стоимость хранения, если оно не необходимо для перехода продукции на последующую стадию изготовления, накладные расходы, не способствующие сохранению активов.

Как правильно рассчитать ЧСП?

Согласно положениям МСФО 2, ЧСП – это цена, которую компания выручит с продажи запасов, уменьшенная на расходы, связанные с реализацией. Расчет показателя необходим, если у организации есть основания предполагать, что он окажется ниже себестоимости.

ЧПС определяется отдельно по группам запасов, имеющим схожие характеристики по:

  • предназначению;
  • географическому расположению;
  • роли в производственном цикле предприятия.

С точки зрения экономического анализа ситуация, когда ЧСП меньше СЗ, неблагоприятна для компании и означает ее сложное финансовое состояние. Она означает, что продажа готовой продукции или списание всех запасов происходят в убыток. Издержки на сохранение, переработку сырья и материалов необоснованны.

Специалисты по бухгалтерскому учету должны разделять чистую и справедливую стоимость реализации запасов. Первая, в отличие от второй, учитывает нюансы торга между продавцом и покупателем, она приемлема для оборотных активов, которые морально устарели, имеют брак. Для ее определения необходимо изучить рынок и существующие каналы сбыта.

Чтобы определить ЧПС, нет необходимости продавать запасы. Показатель исчисляется на основании экспертного суждения. Практика демонстрирует, что в большинстве случаев фирма сама может сформулировать его без помощи сторонних оценщиков. Для этого экономисту (бухгалтеру) необходимо обратиться к коллегам, владеющим информацией о рыночной конъюнктуре: закупщикам, менеджерам по продажам и т.д.

Определение ЧСП по непригодным, устарелым запасам может потребовать включения математических расчетов. Нужно снизить установившуюся на рынке стоимость качественных материалов (готовых изделий) на процент обесценения, определенный методом экспертного суждения.

Определяя стоимость запасов, организация должна учитывать факт, что цены на рынке постоянно меняются. Чтобы не исказить показатели чистой прибыли за счет необоснованного завышения стоимости сырья, необходимо руководствоваться принципом осмотрительности.

Добавить комментарий

Авторизация

Авторизация

*
*
Регистрация

Регистрация

*
*
*
*

Генерация пароля