Методы определения себестоимости продукции

Себестоимость – это сумма всех затрат на изготовление продукции.

Себестоимость учитывает все затраты производства, в том числе затраты на сбыт продукции, маркетинг, рекламу, изучение рынка и пр.

Требования к затратам

  1. Затраты на производство должны быть обоснованными, они выражаются в конкретной цифре (деньги).
  2. Затраты обязательно задокументированы (накладная, декларация, чек, договоры поставки и пр.).
  3. Затраты обслуживают коммерческую деятельность, т.е. они направлены на создание продукта и извлечение прибыли от его продажи.
  4. Четкость. Затраты должны быть определены конкретно, никаких расплывчатых формулировок.
  5. Затраты оплачивает производитель.

Учет затрат

Учет затрат был впервые разработан во время промышленной революции (18-19 век), когда возникающая экономика переходила на промышленные рельсы и вынудила производителей отслеживать свои затраты, в целях регулирования производства (снижать цену или нет, уменьшить производство или нет). К началу XX века учет затрат стал широко распространенной темой для регулирования бизнеса.

Учет затрат – это тип бухгалтерского учета, целью которого является учет затрат компании на производство путем оценки входных затрат на каждом этапе производства, а также постоянных издержек, таких как амортизация оборудования.

Учет затрат часто используется внутри компании для содействия принятию решения, финансовый учет – это то, что обычно видит сообщество внешних инвесторов. Учет затрат может быть наиболее полезным в качестве инструмента управления бюджетом и создания программ контроля затрат, которые могут повысить чистую прибыль для компании в будущем.

Учет затрат, поскольку он используется как внутренний инструмент для руководства, не должен соответствовать какому-либо конкретному стандарту, установленному общепринятыми принципами бухгалтерского учета, и в результате его использование варьируется от компании к компании или от отдела к отделу.

Затраты необходимо учитывать для своевременного реагирования в случае наступления форс-мажора, для планирования объема производства с учетом располагаемых возможностей, для контроля за расходованием сырья и пр. Необходимо рассчитывать себестоимость продукта, чтобы знать по какой цене он попадёт конечному потребителю, будет ли этот продукт востребован на рынке. Конечная цель любого производства – это продажа изготовленного товара. Если товар не продается, то и производство следует прекращать и начинать производство товаров, востребованных на рынке. Потребитель часто при выборе товара смотрит именно на цену.

Методы

Методы учета затрат, методы определения себестоимости продукции, методы калькуляции себестоимости продукции, методы калькулирования себестоимости продукции – это синонимичные понятия.

  1. Нормативный;
  2. Попроцессный;
  3. Попередельный;
  4. Позаказный.

Рассмотрим эти методы подробно.

Нормативный метод

Предварительные мероприятия:

  1. Расчёт себестоимости продукта до начала производительной деятельности (предварительный);
  2. Внесение корректировок в расчёт;
  3. Месячный мониторинг реальных издержек;
  4. Для подготовительных мероприятий изучите предыдущие показатели.

После выполнения этих действий, происходит анализ и реальный подсчет себестоимости продукции:

  1. Анализ причин отклонения от нормы, выявления конкретных очагов отклонения (цех, работник);
  2. Определение реальной (фактической) себестоимости продукта.
  3. Анализ себестоимости. О методах анализа себестоимости читайте ниже.

Нормативная себестоимость меняется вместе с изменение цен на сырье, топливо, электричество.

Нормативная себестоимость просчитывается по периодам (как правило, месяц), но она может быть пересчитана, к примеру, и в середине месяца. Будем говорить о конкретном месяце (сентябре), так проще для понимания. Фактически производство началась в сентябре с нормативом №1, 15 сентября приняли новый норматив, т.е. до октября производство должно выполнять норматив №2. Тут мы введем дополнительное понятие: остаток незавершенного производства – продукт не изготовлен до конца, не прошел все стадии обработки. Как раз в нашей ситуации, нормы изменились в период, когда продукт не успел пройти все стадии обработки, поэтому необходимо произвести оценку остатка незавершенного производства на величину изменения нормативов за месяц.

Способы перерасчета:
  1. Подетальный – расчёт остатков всех объектов калькулирования, очень трудоемкий и длительный процесс, но достаточно достоверный.
  2. Укрупненный по статьям расчета. Выбирают конкретные объекты расчета, не на все детали обращают внимание, достоверность условная.

При этом методе себестоимость подсчитывается как сумма нормативов, установленных на предприятии, и размер отклонений от норм.

Такой метод калькуляции себестоимости используется в англосаксонских странах, называется «standard cost» – стандартная цена. Нормативы рассматриваются как предполагаемая будущая стоимость, ожидаемая стоимость единицы товара, или стоимость, которая «должна быть».

Попроцессный метод

  • Применяется на крупных предприятиях;
  • Краткий период производства;
  • Не возникает незавершенное производство.

Метод учитывает прямые и косвенные затраты на весь объем произведенной продукции. Средняя себестоимость выводится из расчета всех затрат, деленных на количество произведённой продукции.

Контроль затрат осуществляется на каждой стадии (процессе) производства, отсюда и название – попроцессный. Затраты выводятся для каждой стадии.

Распределение затрат

Если у предприятия длительный период производства, то может возникнуть незавершенное производство. При его возникновении необходимо распределить затраты.

Попередельный метод

Попередельный метод калькулирования себестоимости актуален на предприятиях со сложным технологическим процессом производства продукции.

Затраты рассчитываются по стадиям производства.

Данный метод представляет собой калькуляции затрат, которая идентифицирует деятельность в организации и присваивает цену каждой стадии производства для всех видов деятельности. С помощью этого метода отслеживают потребления ресурсов и подсчитывают конечный результат. Ресурсы распределяются по видам деятельности.

Впервые попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости начали использовать в 70-х годах, был воспринят позитивно. Но с 90-х годов он потерял лидирующие позиции и был заменен другими методами (сбалансированная система показателей, экономическая добавленная стоимость).

Позаказный метод

Название говорит само за себя. Себестоимость определяется по каждому конкретному заказу.

Метод FIFO и LIFO

FIFO и LIFO – это методы, определяющие выдачу, продажу товара (товар куплен в разное время). Простыми словами: что выдать первым? То, что куплено раньше или позже.

ФИФО

FIFO означает выдачу предметов, купленных раньше, первыми. В бухгалтерском учете они указываются как проданные, независимо от того из какой именно партии был продан товар. С методом фифо в бухгалтерских документах отражается стоимость самого недавно приобретенного сырья. Для понимания, приведем пример:

Фирма приобрела в разные периоды различное количество товаров по разным ценам (указано в таблице).

КоличествоЦена
1150100
280110
350130

Появляется клиент, который хочет выкупить 250 единиц товара. По методу фифо, вы должны в первую очередь посчитать стоимость товара, приобретенного ранее, т.е. 150 единиц товара по 100 условных единиц цены, затем 80 единиц по цене 110, и оставшиеся 20 единиц товара по 130 условных единиц. Расчеты:

В итоге клиент должен заплатить вам 26 400 условных единиц.

На балансе останется 30 единиц товара стоимостью 130 каждая, т.е. 3900 условных единиц.

ЛИФО

Метод LIFO предполагает выдачу первыми товаров приобретённых последними.

Продублируем таблицу.

КоличествоЦена
1150100
280110
350130

Опять же клиент хочет выкупить 250 единиц товара. Сначала он получит 50 единиц по 130, затем 80 по 110 и оставшиеся 120 по 100.

Расчеты:

На балансе останется 30 единиц товара по 100 каждая, т.е. 3000 условных единиц.

Разница между стоимостью товаров, рассчитанной по методам FIFO и LIFO, называется резервом LIFO (в приведенном выше примере это 900 условных единиц).

Эти методы призваны урегулировать конечную стоимость товара в зависимости от изменения размера себестоимости.

Полная себестоимость продукции определяется…

Методы анализа себестоимости

Статистический метод

Для использования данного метода, необходимы данные себестоимости за прошлые периоды. В итоге, вы увидите перечень цифр себестоимости, сможете проследить ее изменение. Создание графиков упростит визуальное восприятие анализа. По кривой графика можно легко судить о динамике. Статистический анализ особенно важен для понимания дальнейших действия предприятия, могут стать базой для смены поставщика сырья (чтобы снизить себестоимость).

По элементам затрат

Анализируем каждый объект затрат в отдельности. Сравнивать между собой объект затрат не состоит, т.к. каждый из них имеет значение и не находится в прямой зависимости. Но, есть затраты, которые связаны между собой. Например, затраты на оплату труда работников, можно минимизировать путем приобретения станков, которые будут производить товары без участия работника. Такой тип оптимизации подойдет в большой степени именно к производству, нежели к деятельности в сфере оказания услуг, хотя технологический процесс развивается семимильными шагами.

Фактически вы должны проследить динамику затрат по каждому объекту затрат и выявить те затраты, которые вы сможете уменьшить, а значит вы сможете уменьшить и себестоимость (например, приобретения устройств для экономии электроэнергии, но в таком случае, вам придется потратить средства на приобретения таких устройств).

Анализ по месту возникновения затрат

Анализируем затраты по конкретному структурному подразделению. Высчитываем затраты по конкретному цеху и выявляем недостатки.

Влияние затрат на себестоимость

Выявляем как на себестоимость влияет каждый объект калькуляции. Для визуализации можно создать диаграмм. Где будет видно процентное соотношение состава себестоимости.

Для прибыльности бизнеса, переменные затраты должны превалировать.

Вывод

Размер себестоимости находится в прямой зависимости с прибыльностью деятельности. Отнеситесь внимательно к этому элементу. Обязательно отслеживайте себестоимость продукции и влияние конечной цены на рынок.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: