11 июня 2017
Кто обязан иметь медицинскую книжку
Медицинские книжки для работников торговли – обязательный атрибут деятельности, отсутствие которого может повлечь наложение штрафных санкций на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Надлежащим образом оформленный документ подтверждает, что человек здоров и не может заразить потенциальных клиентов и окружающих каким-либо заболеванием. Законодательство обязывает сотрудника пройти все обследования и сдать анализы до начала выполнения трудовых функций.
Содержание
Что такое медкнижка?
Санитарная книжка – это официальный документ, подтверждающий, что состояние здоровья человека соответствует требованиям профессии, что он может быть допущен к работе по конкретной специальности. Это заключение делается по результатам прохождения врачебных обследований и сдачи анализов.
Внешне документ похож на небольшую книжку с плотной обложкой и голограммами, защищающими от подделывания. Его нельзя приобрести «с рук». Для получения необходимо обратиться в учреждение здравоохранения, уполномоченное проводить медицинские осмотры лицензией Роспотребнадзора.
Документ относится к категории бланков строгой отчетности. Он должен храниться в отделе кадров компании-нанимателя. Выдача медкнижки на руки допускается в случае, если работа специалиста предполагает постоянные разъезды по объектам.
Кто обязан иметь медицинскую книжку?
Полный перечень профессий, которым необходимо наличие медкнижки, дан в Письме Министерства здравоохранения № 1100/2196-0-117. В их число попали следующие специалисты:
- медицинские работники;
- персонал яслей и детсадов, интернатов и детских домов;
- учителя и преподаватели школ, учреждений высшего и среднего образования;
- лица, занятые в кафе и ресторанах;
- продавцы, ведущие торговлю в продуктовых магазинах;
- парикмахеры и косметологи;
- воспитатели в детских санаториях и лагерях;
- сотрудники предприятий пищевой промышленности;
- работники, занятые в сфере перевозки и хранения продуктов питания;
- специалисты коммунально-бытовой отрасли;
- люди, занятые в сфере водоснабжения, и т.д.
Важно! Работодатель не вправе требовать от персонала получения медкнижек, если его сфера деятельности не поименована в нормативно-правовых актах.
Определяя, санитарные книжки кому необходимы, законодатели исходили из соображения комфорта и безопасности населения. Если повар в ресторане заболеет туберкулезом или кожным недугом, он может заразить десятки посетителей точки общепита. Если пилот с ослабленным зрением отправится в полет, жертвы могут исчисляться тысячами. Если человек с венерическим заболеванием окажется в колбасном цеху, это может привести к эпидемии.
Прохождение специалистов и сдача анализов при оформлении медкнижки гарантирует, что в определенные сферы деятельности не будут допущены лица, не подходящие по врачебным показаниям, страдающие опасными для общества заболеваниями. Периодическое продление документа позволяет своевременно выявить недуги и при необходимости отстранить сотрудников от работы, на которой они могут стать источником потенциального вреда.
Медицинская книжка: кому требуется
Определяя, нужна ли медицинская книжка в конкретном случае, нужно отталкиваться от специфики деятельности специалиста. Например, если продавец работает с пищевыми продуктами, ему обязательно нужно проходить врачебные осмотры и сдавать анализы. Если этот же человек устроится на работу в салон по торговле недвижимостью или станет реализовывать товары по интернету, санитарная книжка перестанет быть необходимостью.
Если человек выполняет административную работу на предприятии общественного питания, в салоне красоты или гостинице, ему необходимо получить медицинскую книжку, как и персоналу, который непосредственно контактирует с продуктами питания или гигиеническими принадлежностями. Без этого документа не обойтись воспитателям детсадов, няням, учителям. Если они не прошли врачебный осмотр, то не имеют права работать с детьми и даже находиться в помещении образовательного учреждения.
Нужна ли санитарная книжка водителю? Это зависит от специфики его деятельности. Если он перевозит продукты питания или работает в сфере коммунально-бытового обслуживания, регулярное прохождение врачей обязательно. Если его работа не связана со сферой услуг, оформлять документ нет необходимости.
Требование о наличии медкнижки распространяется на уборщиц, работающих в магазинах, кафе и ресторанах. Они непосредственно не взаимодействуют с пищевыми продуктами, но при наличии инфекционного заболевания могут заразить другой персонал.
Получение медкнижки – процесс, имеющий множество тонкостей. Чтобы не потратить время и деньги впустую, при устройстве на работу необходимо заранее обратиться к будущему руководителю или в отдел кадров и уточнить, нужен ли санитарный документ, каких врачей следует пройти для его получения.