06 апреля 2017
Контролируемые сделки 2017: критерии, таблица
Контролируемые сделки – это операции, совершаемые между зависимыми друг от друга структурами (например, участниками одного холдинга), если соблюдается любой из критериев, изложенных ст. 105.14 НК РФ. Законодательство обязывает организации, участвующие в таких взаимоотношениях, вести их контроль и учет, представлять информацию в «свое» отделение ИФНС. Незнание закона или несоблюдение его норм влечет применение штрафных санкций.
Содержание
Контролируемые сделки: критерии и экономический смысл
Понятие «контролируемые сделки» водится в нормативно-правовые акты с единственной целью – контроль трансфертных цен, т.е. стоимости товаров и услуг, переходящих от одной взаимозависимой стороны к другой.
К таким операциям применяются особые правила налогообложения. Независимо от цен, прописанных в соглашениях, за основу берутся рыночные цены. Это означает, что фискальная база рассчитывается исходя из условий рыночной конъюнктуры, а не договоренностей между сторонами конкретной сделки.
Цель специального контроля – исключить возможность вывода средств из-под налогообложения посредством манипуляций между компаниями одной группы и дальнейшего направления денег в оффшорные страны и льготные регионы (свободные экономические зоны и другие). Международный опыт показывает, что транснациональные корпорации используют механизм трансфертных цен, чтобы выводить прибыль в государства с более низкой ставкой налога.
Пример
Фирма «А» производит товары, себестоимость которых равна 50 рублей. Рыночная цена продукта – 100 рублей. Чистая прибыль организации от реализации единицы изделия составит (100-50) = 50 рублей. Это фискальная база по налогу на прибыль.
Чтобы снизить налоговую нагрузку, «А» может пойти на хитрость: реализовать подконтрольной структуре в оффшорном государстве товар по 51 рублю, а та в дальнейшем продаст его по рыночной стоимости. При такой схеме фискальная база сократится до 1 рубля с единицы изделия, и налоговые поступления российского бюджета упадут.
Критерии контролируемых сделок 2016 разработаны специально для того, чтобы сделать ситуацию вывода прибыли в офшоры невозможной. В приведенном примере за цену сделки будет взята рыночная стоимость каждого изделия – сто рублей. Прибыль от продажи, рассчитанная на основе рыночной конъюнктуры, составит 50 руб., а не 1 руб., задекларированный хитрым налогоплательщиком. Так государство не позволит урезать бюджетные поступления нечестными схемами.
Что является контролируемой сделкой?
Критерии, на основании которых определяется контролируемость и необходимость дополнительного надзора, изложены в 105.14 НК. Так, операции, совершенные между резидентами России относятся к этой категории при соответствии любой из изложенных характеристик:
- совокупная стоимость контрактов за 12 месяцев выходит за «границу» 1000000000 руб.;
- любая из сторон является плательщиком НДПИ согласно законодательству, а суммарная стоимость контрактов выходит за лимит 60000000 руб.;
- любой из участников сделок платит состоит на «вмененке» или перечисляет единый налог на сельхозопроизводителей, а объем операций составляет более 100000000 руб.;
- одна из взаимозависимых компаний пользуется льготами по налогу на прибыль в связи с расположением в границах СЭЗ, участием в инвестпроекте или другими особенностями деятельности и географии, а объем операций переходит за лимит 60000000 руб.;
- любая из сторон сделки принимает участие в разработке морского месторождения углеводородного сырья, а совокупные обороты составляют более 60 млн руб.
Таблица критериев контролируемых сделок 2016 гласит, что особое внимание уполномоченных органов должно быть уделено операциям, к которым привлекается посредник. Если роль такой третьей стороны не подразумевает создания добавочной стоимости, перераспределения рисков, а состоит лишь в купле-продаже продукции, сделка становится контролируемой вне зависимости от объемов.
Законодательным критериям соответствуют сделки на сумму от 60 млн рублей, совершаемые между российской компанией из структурой-резидентом оффшорной зоны (перечень таких стран дан в п. 3 ст. 284 НК РФ).
Если участником операций является резидент другой страны, они подразумевают необходимость допконтроля независимо от суммы и иных условий.
Контролируемые сделки 2017: критерии, таблица исключений
Фискальное право выделяет операции, не подлежащие специальному контролю уполномоченных структур, несмотря на соответствие приведенным выше критериям. К их числу относятся:
- кредиты, выдаваемые одним банком другому на срок до недели;
- выдача банковских гарантий между резидентами РФ;
- операции между компаниями, расположенными в едином регионе РФ, не имеющими филиалов и ответвлений в других государствах и субъектах, не использующими льготную ставку по налогу на прибыль и лишенными убытков прошлых лет, переносимых на расходы в текущем году;
- отношения между компаниями, добывающими нефть, газ, уголь на одном месторождении;
- операции между членами консолидированной группы налогоплательщиков, созданной в соответствии с нормами отечественного права;
- беспроцентные займы, выдаваемые одним резидентом РФ другому.
Перечень характеристик сделок для допконтроля не имеет расширительного значения. Если операции фирмы не соответствуют приведенным параметрам, она не обязана уведомлять о них уполномоченные структуры.
Контролируемые сделки 2017: критерии признания в судебном порядке
Задача фискальных органов – контролировать действия хозяйствующих субъектов и исключать возможность злоупотребления положениями отечественного права. Частности, они анализируют безвозмездные сделки и решают, какой способ расчета базы по налогу на прибыль применим в конкретном случае.
Операция может быть признана подлежащей допконтролю на основании решения суда, если будет доказано, что она является элементом совокупности однотипных операций, направленных на попытку введения в заблуждение контролирующих органов. Например, компания может дробить сделки, продавая товар не одной, а нескольким подконтрольным структурам, чтобы цена договоров оказалась менее законодательного лимита.
Пример
Компания «А» производит товар и реализует его по цене ниже рыночной подконтрольной ей структуре «Б». Когда сумма совершенных за 12 месяцев сделок приблизилась к лимиту, руководство приняло решение ввести в схему еще 2 структуры: «Е» и «Д». Объем операций разбился на суммы менее миллиарда руб.
Если посмотреть таблицу критериев контролируемых сделок 2015-2017 гг., становится понятно, что де-юре схема не подлежит допконтролю, т.к. не отвечает законодательным критериям. Де-факто члены группы взаимозависимы, а недостижение законодательного порога – попытка злоупотребления нормами права. Представители ИФНС вправе признать операции контролируемыми в судебном порядке и заставить «А» уплатить недоимку, пени и штрафы в бюджет.
Контролируемые сделки: образец заполнения
Российское законодательство (ст. 105.16 НК РФ) обязывает компании знать критерии контролируемости сделок и при соответствии им совершаемых операций представлять информацию в фискальные органы. Разработана специальная форма, которая подается по месту юрадреса фирмы или по району прописки коммерсанта. Дедлайн его представления – 20.05 следующего года.
В уведомлении обязательно прописываются следующие сведения:
- отчетный год, когда совершались операции, попадающие под допконтроль;
- предмет соглашений;
- данные о компаниях-партнерах по совершенным операциям (полное название, ИНН);
- суммы полученной выручки и понесенных издержек (отдельной строкой выделяется расходная и доходная часть по операциям, не имеющим статуса контролируемых).
Представители госструктур изучают уведомление и при возникновении вопросов имеют право запросить дополнительные бумаги и отчетные формы. Для этого им отводится время начиная с 01.06 следующего года.
ИФНС вправе затребовать следующие данные:
- характеристику бизнеса налогоплательщика;
- описание конкретной сделки (наименования сторон, способ формирования цен, порядок совершения расчетов);
- описание роли посредника в операциях и т.д.
На подготовку ответа компании отводится 30 дней с момента получения запроса.
Контролируемые сделки: ответственность
Ст. 105.16 НК РФ обязывает фирмы и предпринимателей, участвующих в контролируемых сделках, представлять о них информацию в ИФНС, собирать документы и учитывать их в соответствии с внутренними правилами структуры.
Непредставление уведомления в контролирующий орган или отправка заведомо ложных сведений карается административным штрафом 5 000 рублей.
Если налогоплательщик использовал схемы с взаимосвязанными структурами для полного ухода от налога, то в соответствии со ст. 129.3 НК РФ он карается штрафом в размере 40% от непогашенного обязательства (минимум – 30 тыс. рублей).
Если в результате проведенной проверки налоговиков была выявлена недоимка, юридическое лицо карается штрафом 20% от недоплаченной суммы.
Суммы неперечисленных бюджетных обязательств взыскиваются в ходе судебного процесса, инициированного по результатам налоговой проверки.