Классификация затрат для принятия решений и планирования

Ключевым условием успешной деятельности является планирование себестоимости. Этот процесс включает в себя сбор и обработку данных по затратам предприятия. Как группируются расходы? Какие методы планирования существуют? Обо всем по порядку.

Классификация затрат для принятия решений и планирования

В управленческом учете любой организации один из главных объектов – затраты. В общем смысле издержками признаются материальные, финансовые, сырьевые, трудовые и другие расходы. Затраты группируют в зависимости от целей планирования и внедрения решений:

  • По отношению к производственным объемам – переменные или постоянные. Первые изменяются пропорционально росту или снижению объемов изготовления продукции (оказания услуг, исполнения работ). Вторые остаются неизменными, то есть постоянными. Различается еще один вид затрат – условно-постоянные. То есть, признаваемые неизменными условно. Равным образом можно выделить и условно-переменные расходы.
  • В зависимости от места возникновения – такая классификация необходима для ведения учета по разным центрам ответственности. К примеру, по цехам, производствам, структурным подразделениям, процессам, переделам и т.д.
  • Принимаемые в расчеты или не принимаемые – такой подход означает принятие в расчет только тех затрат, которые непосредственно затрагивают поставленную задачу. Если отдельные издержки не изменяются в результате внедряемых управленческих решений, они в расчет не берутся.
  • В зависимости от степени влияния – эта группировка позволяет выделить устранимые затраты и неустранимые. Первые можно изменить в результате принятия решений, вторые – нет.
  • Для расширения выпуска продукции – классификация выполняется на инкрементные и маржинальные затраты. Первые также именуют приростными затратами, то есть возникающие при изготовлении дополнительных партий. Вторые показывают величину расходов при выпуске 1 допединицы продукции.

Это не все виды возможных группировок. Дополнительно выделяется классификация по роли издержек в управлении – производственные и непроизводственные; по отнесению в учете на объекты – прямые расходы и косвенные. Также существует группировка по способу разделения – по статьям или элементам; по важности при планировании – нормативные, плановые, приростные, прошлых периодов, альтернативные, будущих периодов и т.д.

Планирование фонда оплаты труда

Цель планирования себестоимости продукции

Основной целью планирования себестоимости продукции на предприятии считается контроль затрат. Дополнительно решается вопрос ценообразования посредством определения безубыточной цены. При этом учитывается изменение технологических особенностей производства, рост или падение цен на ресурсы, сырье, материалы, которые закупаются «на стороне».

Планирование дополнительно включает разработку мероприятий по эффективному использованию имеющихся ресурсов, включая выявление резервов. Анализ производится на основании показателей в динамике, путем сравнения за несколько периодов. Для этого рекомендуется рассчитывать плановые расходы, а также нормативные. При превышении показателей выявляются сверхнормативные затраты и анализируются причины их возникновения. После проводятся мероприятия по устранению сверхнормативных издержек.

Методы планирования себестоимости

Для планирования себестоимости предприятия применяются разные методы. Как правило, это нормативный способ, пофакторный, сметный и калькуляционный. Рассмотрим каждый из существующих подробнее.

Нормативный метод строится на разработке стандартов или норм. Показатели рассчитываются по видам продукции и помогают определить, на сколько фактическая себестоимость за отчетный период (обычно – месяц) отклоняется от действующих норм. В процессе измеряется увеличение или снижение затрат. Отклонения в любую сторону анализируются для принятия решений. Если в организации изменяются технологические или производственные условия, выполняется корректировка нормативов. Способ рекомендуется к использованию на предприятиях с широкой номенклатурой.

Пофакторный метод основан на анализе технико-экономических факторов отдельного производства. Это позволяет учитывать особенности деятельности каждой организации и подробнее разобраться в формировании себестоимости. При планировании оцениваются следующие факторы:

  • Технологические, которые влияют на модернизацию производства.
  • Экономические, обусловленные состоянием экономики в стране, отрасли и т.д.
  • Организационно-административные, возникающие в результате изменений в организационной структуре компании.
  • Ассортиментно-номенклатурные, вызванные корректировкой объемов, номенклатуры, ассортимента производимых изделий.

Сметный метод основан на группировке расходов организации по составляющим. Виды элементов или статей предприятие разрабатывает самостоятельно. Наиболее распространенные – материальные, по оплате труда, амортизационные, по уплате страховых взносов, по налогам, на прочие нужды и т.д. Такой способ помогает свести в единое целое все понесенные издержки и рассчитать полную себестоимость изделий. В результате составления сметы определяется величина бюджета при изготовлении продукции, вычисляется оптимальная продажная цена.

Калькуляционный метод позволяет уточнить себестоимость с помощью калькуляций. При этом затраты подсчитываются по отдельному заказу, производству, единице продукции или партии изделий, артикулу, сорту, марке и т.д. Составить калькуляцию можно путем вычисления себестоимости, издержек и незавершенного производства.

На практике планирование себестоимости производства и реализации продукции предприятия включает в себя использование разных методов. Сквозной анализ помогает максимально точно оценивать расход ресурсов при изготовлении изделий, то есть оперативно регулировать себестоимость.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: