Касса в бухгалтерском учете

На федеральном уровне учет кассовых операций и денежных документов ведется в соответствии с требованиями Указаний Банка РФ № 3210-У от 11.03.14 г. (далее – Указания). Обозначенный нормативно-правовой документ определяет регламент ведения кассы юрлицами, а также предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (по упрощенной методике). Из этой статьи вы узнаете, как осуществляется бухгалтерский учет денежных средств в кассе организаций.

Отражение в бухгалтерском учете кассовых операций – основные нюансы

Согласно п. 2 Указаний каждая компания обязана утвердить величину кассового лимита, то есть такой суммы, которая может безнаказанно храниться на конец дня работы в организации. Средства сверх утвержденного лимита подлежат сдаче в банковское учреждение. Размер такого показателя определяется субъектом самостоятельно с учетом специфики хоздеятельности. Разрешается работать без лимита средств субъектам МП и предпринимателям.

На основании п. 6 Указаний Банка РФ № 3073-У от 07.10.13 учет денежных средств в кассе организации предусматривает соблюдение предельного размера наличного оборота между участниками сделки. Максимальная величина этого показателя составляет 100000 руб. Требование распространяется на юрлиц и предпринимателей. Исключение – случаи выдачи заработка и других видов вознаграждения работодателем персоналу и использование предпринимателем средств на личные цели.

Сущность и значение бухгалтерских документов

Синтетический и аналитический учет денежных средств в кассе

Согласно Приказу Минфина № 94н от 31.10.00 г. бухгалтерский учет кассовых операций осуществляется на сч. 50 с одноименным названием. Этот счет является активным – с увеличением значений по дебету и уменьшением по кредиту. Бух учет денежных средств в кассе предприятия выполняется в целях обобщения данных об остатках и движении наличности.

Счет 50 «Касса» в бухгалтерском учете может иметь следующие субсчета:

  • 1 – касса предприятия в руб. Здесь отображаются только операции по рублевому эквиваленту. Для инвалюты требуется открывать отдельные субсчета.
  • 2 – операционная касса компании. Этот субсчет открывается для учета налички, к примеру, транспортными или почтовыми учреждениями при необходимости.
  • 3 – денежные документы. Здесь бухгалтер осуществляет учет денежных документов в кассе – марок (почтовых, вексельных, госпошлины), оплаченных заранее авиабилетов, путевок, талонов на ГСМ, извещений и почтовых переводов и т.д.
  • 4 – касса организаций-платежных агентов.
  • 21 – касса предприятия в инвалюте.
  • 23 – денежные документы компании в инвалюте.

При ведении участка «Касса» бухучет строится по синтетическому и аналитическому принципу. При этом аналитика организуется по типам кассы, разновидностям денежных документов, видам инвалюты и т.д. Синтетический счет для кассовых операций – един. Основные аналитические счета приведены выше, по своему усмотрению организации вправе открывать и другие субсчета.

Документация по бухгалтерскому учету кассовых операций

Корректный учет денежных средств и кассовых операций заключается, прежде всего, в грамотном ведении документооборота. Организации и ИП обязаны использовать не собственные формы, а унифицированные бланки, разработанные Госкомстатом в Постановлении № 88 от 18.08.98 г. Эти документы подтверждают факт совершения денежной операции с наличностью и признаются основанием для отражения сведений по кассе в бух учете.

Ответственным лицом за выдачу и приемку наличности в организации назначается специальный материально-ответственный работник, он же кассир. Такой сотрудник несет личную материальную ответственность за вверенные ценности. В случае временного отсутствия кассира на его место назначается другой сотрудник по личному распоряжению руководителя предприятия.

Порядок учета денежных средств в кассе – типовые документы:

  • На поступление налички – при оприходовании в кассу компании наличности в едином экземпляре составляется ПКО (приходный кассовый ордер) формы КО-1. Эти документы полежат сквозной нумерации в хронологическом порядке, начиная от начала года (календарного). Если за какой-либо рабочий день поступления отсутствовали, разрешается ПКО не заполнять. Форма имеет отрывную часть (квитанция) для передачи лицу, от которого поступили средства в организацию, в целях подтверждения совершения хозоперации. Основная часть ПКО остается в компании. При необходимости прикладываются другие, подтверждающие поступление средств, документы.
  • На расходование налички – выдача денег из кассы компании выполняется на основании РКО (расходный кассовый ордер) формы КО-2. В некоторых ситуациях допускается замена РКО другими бланками на расходование налички. К примеру, это платежно-расчетные ведомости. РКО также подлежат сквозной нумерации с начала года. Подписывает документ руководитель предприятия и его главбух. При необходимости прикладываются подтверждающие расходование средств документы.
  • На регистрацию кассовых ордеров – в целях контроля кассовых операций ведется журнал регистрации ПКО и РКО формы КО-3. Здесь указываются № всех оформленных ордеров за заданный период или заменяющих ордера форм документации. Если документов много, журнал должен составляться ежедневно.
  • Для учета движения налички – в целях отражения в учете предприятий операций по поступлению и расходованию налички ведется кассовая книга ф. КО-4. Страницы такого документа подлежат обязательной нумерации, после чего книга прошивается и опечатывается специальным ярлыком. Общее число прошнурованных страниц и пронумерованных заверяется личными подписями директора и главбуха компании. Каждый лист КО-4 включает в себя два одинаковых раздела – один из них в конце дня отрывается и именуется отчетом кассира. Записи в книге выполняются под копирку на лицевой стороне. В завершении смены подсчитываются итоги и выводится остаток. Чтобы сделать записи на обороте, лист сгибается в обратную сторону, а копирка перекладывается.
  • Для учета движения средств внутри организации – если кассир предприятия передает наличку другим кассирам этой же компании или раздатчиком, заполняется форма КО-5. Этот же бланк применяется в целях отражения в учете возвращенных наличных денег или кассовых документов.

Заполнять документы по кассе разрешается как «на бумаге», так и в электронном виде, с помощью специальных бухпрограмм. Первый, бумажный, способ является намного более трудоемким. Если же формы составляется электронно, кассовая книга прошивается по итогам года (календарного). При этом регулярно должны заполняться отчеты кассира с приложениями.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: