Калькулирование это

Калькулирование – это способ определения стоимости единицы продукта, стоимость определяется суммой всех затрат, деленных на количество произведенной продукции(себестоимость). Калькулирование является важной частью ведения учета затрат. Система калькулирования представляет собой совокупность методов и принципов расчета себестоимости.

Методы калькулирования

Методы калькулирования представляют собой конкретные способы расчета себестоимости в зависимости от деятельности предприятий (количество объектов производства, длительность процесса производства).

Нормативный

Нормативный метод предполагает создание нормативных размеров затрат, предприятие должно уложиться в эти нормативы. Нормативы создаются предварительно. Для их создания необходимо в течении месяца (или иного периода) промониторить затраты и на основе полученных цифр создать нормативы.

Попередельный

Попередельный метод калькулирования предполагает расчёт себестоимости по каждому этапу производства.

Позаказный

Позаказный метод калькулирования работает, когда предприятие принимает заказы, под каждый заказ рассчитывается себестоимость.

Комбинированный

Комбинированный метод состоит из нескольких вышеприведенных методах.

Принципы калькулирования

Принципы – основополагающие начала, на которых строится детальность по кулькулированию.

Все принципы калькулирования можно разделить на несколько категорий:

Научные принципы:

  1. Научно обоснованный выбор объектов калькулирования;
  2. Классификация затрат в соответствии с научной доктриной.

Методичные принципы:

  1. Правильный выбор метода калькулирования;
  2. Аргументированный выбор метода распределения косвенных затрат.

Распределительные принципы

  1. Затраты должны относиться к конкретному периоду, независимо от поступления периода перечисления;
  2. Ведение раздельного учета для производственных затрат и иным вложениям.

Учет затрат

Учет затрат – это один из аспектов управленческого учета, который определяет фактические затраты, связанные с производством продукта или предоставлением услуг. Это делается с целью подготовки бюджета и анализа рентабельности. Информация, полученная от учета, полезна менеджерам при определении того, какие продукты, отделы или услуги являются наиболее прибыльными и какие из них нуждаются в улучшении.

Учет затрат включает определение фиксированных и переменных затрат. Переменные затраты связаны с производством, они определяют количество произведенной продукции. Чем больше переменных затрат, тем больше произведенной продукции.

Функции учета затрат (роли)

Анализ маржи

Определение суммы прибыли или потока денежных средств, которые генерирует бизнес из определенного продукта, товарной линейки, магазина или региона.

Анализ безубыточности

Расчет комбинации прибыли и объема, при которой бизнес точно будет работать без убытков.

Анализ ограничений

Понимание того, где на предприятии находится самые уязвимые места и как они влияют на способность бизнеса получать доходы и прибыль.

Целевая калькуляция

Содействие в разработке новых продуктов путем накопления финансов на новые проекты и представления этой информации руководству.

Оценка запасов

Выявление влияния прямых затрат на стоимость проданных товаров, а также распределение накладных расходов на эти предметы.

Анализ тенденций

Мониторинг затрат и проверка отклонений от принятого ранее долгосрочного плана.

Анализ капитального бюджетирования

Изучение вариантов дальнейшего приобретения и возможности приобретения основных средств (например, оборудование для производства).

Учитывая широкий спектр функций учета, можем констатировать, что учет в консультативной роли, предупреждает руководство о предстоящих проблемах.

Распределение затрат

Распределение затрат – это процесс идентификации затрат по объектам калькулирования. Объектом затрат является любое действие или элемент, для которых требуется оценка.

Распределение затрат используется для финансовой отчетности, распределения расходов между отделами или статьями расходов. Распределение затрат также используется при расчете рентабельности на уровне структурных подразделений, что, в свою очередь, может использоваться в качестве основы для поощрения работников, для увеличения производства и пр.

Если затраты не точно рассчитаны, то руководство предприятия никогда не узнает, какие продукты зарабатывают деньги, а какие их теряют.

Типичный механизм распределения затрат включает:

  1. Идентификация объекта затрат;
  2. Идентификация общих затрат;
  3. Определение наиболее подходящего метода распределения затрат.

Объект затрат

Объект затрат – это элемент, для которого необходимо просчитать затраты.

Примеры объектов затрат: филиал, линейка продукции, линия обслуживания, отдел, бренд, проект и пр.

Общие затраты

Общие затраты распределяются на другие объекты затрат.

Примеры общих затрат: арендная плата, страхование, обслуживание оборудования (ремонт), топливо, электричество.

Методы распределения затрат

Прямой

Все расходы распределяются на производственные узлы напрямую, пропорционально выбранной базе распределения.

Пошаговый

  1. Вычисление всех затрат по непроизводственным подразделениям;
  2. Выбор базы распределения (базовая единица зависит от деятельности предприятия – количество выполненных заказов, пробег,);
  3. Распределение затрат, указанных в 1 пункте, на производственные подразделения.

Общее правило – к производственным от непроизводственных подразделений.

Двусторонний

  1. Выбор базы распределения;
  2. Расчет соотношения между производственными и непроизводственными подразделениями;
  3. Расчет затрат непроизводственных узлов, учитывая взаимное потребления услуг.

Для чего проводить калькулирование

Коммерческая организация обязательно должна проводить калькуляцию своей продукции, которая в конечном итоге создает прибыль для компании. Вычисление затрат, связанных с производством продукта или оказанием услуги, позволяет владельцам бизнеса определять общую возможную прибыль.

Если себестоимость низкая, то компания имеет больше шансов получать стабильную прибыль по сравнению с конкурирующими предприятиями с более высокой себестоимостью продукции. Однако, высокая себестоимость может подорвать долгосрочную рентабельность бизнеса, и может привести к увеличению цен, которые не будут привлекать новых клиентов, а также могут оттолкнуть постоянных клиентов.

Расчет себестоимости

Расчет себестоимости – процесс выявления себестоимости конечного продукта. Для калькулирования необходимо суммировать все затраты и разделить на количество выпущенной продукции.

Себестоимость продукции варьируется в зависимости от вида деятельности предприятия.

Например, для бизнеса, работающего в пищевой промышленности, например, в баре или ресторане, характерны расходы на продукты питания, вино, пиво и другие напитки, вознаграждение работникам, аренда помещения (если здание не в собственности). В то же время для предприятия, производящего мебель, основные издержки включают покупку древесины или другого сырья, стекла, купленного для столешниц, транспортировку производственных материалов и оплату труда за рабочую силу.

Какие налоги входят в себестоимость продукции

Оценка себестоимости

Каждая отрасль, которая использует себестоимость в качестве показателя для определения прибыли от конкретного продукта или услуги, зависит от того, что считается приемлемым результатом. Например, рестораны и бары имеют больший шанс получить прибыль, когда общая себестоимость составляют или ниже 60% от конечной цены. Тем не менее, себестоимость продукции в роскошных ресторанах будет больше, чем в маленьком кафе, поскольку рестораны повышают цены из-за опытности и известности шеф-повара и другого персонала. В других отраслях приемлемая себестоимость составляют от 45 до 50% от конечной цены. Оценивать себестоимость лучше еженедельно или ежемесячно.

Снижение себестоимости

Если продукция вашего предприятия имеет большую себестоимость и это влияет на прибыльность бизнеса в целом (в худшую сторону), то стоит задуматься о снижении себестоимости товаров и услуг. Компании, предоставляющие премиум услуги и товары, могут не задумываться об этом, поскольку у таких компаний часто есть определённый поток клиентов «с толстым кошельком», которые могут платить достойную цену за продукцию. Но, остальным предприятиям следует позаботиться о маржинальности своей деятельности. Например, ресторан может контролировать размеры порций, чтобы снизить расходы на питание, или использовать тактику для минимизации пищевых отходов на кухне. Можно договориться с поставщиками продуктов о снижении цены, например, вы можете закупать еще больше продуктов по более низким ценам (опт), это относится к консервным продуктам, напиткам (не скоропортящиеся). Также можно договорится с поставщиками периферийной продукции (салфетки, средство для мытья посуды, перчатки) о снижении цен. Вы можете закупать скоропортящиеся продукты исключительно на основе принятых нормативов (запланированный бюджет) по закупкам в течении определённого периода (неделя, месяц) Когда себестоимость не может быть сведена к минимуму, вы должны прибегать к повышению цен для поддержания рентабельности.

Вывод

Себестоимость имеет огромное влияние на прибыльность бизнеса, поскольку она диктует минимальную продажную цену, которую компания должна взимать за свои товары, чтобы получить прибыль. Разница между выручкой от продаж и себестоимостью непосредственно сказывается на уровне предприятия. Выбор метода калькулирования зависит исключительно от деятельности организации.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: