03 мая 2019
Как закрыть обособленное подразделение: процедура
Необходимость закрыть обособленное подразделение возникает у компании в рамках оптимизации работы в связи с меняющимися условиями экономической деятельности. Чтобы пройти эту процедуру, она оформляет внутренние распорядительные документы, готовит заявление и направляет в отделение ИФНС для внесения изменений в ЕГРЮЛ, погашает задолженность по налогам и сборам и предоставляет контролирующим органам бухгалтерскую отчетность. Когда все шаги произведены, ОП считается ликвидированным на законных основаниях.
Как закрыть обособленное подразделение: пошаговый алгоритм
Процедура ликвидации ОП состоит из четырех последовательных шагов:
1. Оформление внутренних документов
Действующее законодательство не содержит указания на обязанность компании оформлять решение документально, но эксперты рекомендуют не пропускать этот шаг. Он позволит определить точную дату закрытия, станет дополнительным аргументом в случае споров с персоналом и контрагентами.
Если в Уставе фирмы не предусмотрено иное, принять решение о ликвидации ОП вправе ее генеральный директор. Он издает приказ, где указана дата, с которой обособленное подразделение прекращает деятельность, и лица, ответственные за погашение налоговых обязательств и сдачу отчетности. Документ визирует сам руководитель и упомянутые в нем сотрудники.
2. Подготовка сообщения в налоговую инспекцию
Сообщение готовится на унифицированном бланке С-09-3-2. Он состоит из двух страниц, первая из которых посвящена головной организации, инициирующей процедуру закрытия (указывается ее ИНН и КПП, ОГРН, полное наименование, ФИО уполномоченного лица-подписанта, число ликвидируемых «обособок», количество страниц документа).
На втором листе содержатся сведения об ОП, подлежащем ликвидации: КПП, адрес места нахождения, наименование (при наличии), дата решения о закрытии. Заполненный документ визируется генеральным директором и направляется в ИФНС по месту расположения головной компании.
3. Подача сообщения
Компания вправе предоставить готовое сообщение удобным способом: при личном визите директора или иного уполномоченного лица (при наличии нотариальной доверенности), заказным письмом, посредством ТКС или через личный кабинет на сайте ФНС.
Согласно положениям ст. 23 НК РФ, информация о закрытии «обособки» предоставляется налоговикам не позднее, чем в трехдневный срок с даты принятия соответствующего решения. Если данные передаются в электронной форме, они заверяются усиленной ЭЦП, оформленной на уполномоченное лицо компании.
4. Получение документов о закрытии
Чтобы получить уведомление о закрытии, уполномоченное лицо обращается в ИФНС спустя 10 дней после подачи сообщения. Если в компании проводится выездная налоговая проверка, документ выдается не ранее ее окончания.
Фирма, закрывающая ОП, не обязана уведомлять об этом внебюджетные фонды (ФСС, ПФР, ФОМС). Они снимают «обособку» с учета самостоятельно на основании данных из ЕГРЮЛ. В законодательстве не предусмотрена необходимость направления фирмой информации в Росстат.
5. Погашение обязательств перед контролирующими органами
Когда ОП снято с учета, головная организация погашает ее обязательства по налогам и вносам. Она готовит 6-НДФЛ и декларацию по налогу на прибыль по закрытому обособленному подразделению. Отчеты предоставляются по месту регистрации «головы».
2-НДФЛ за работников, ранее оформленных в ОП, сдается в обычный срок – в конце года. Если сотрудники перешли в головную компанию, по ним готовится две отдельных справки: одна за период профессиональной деятельности в «обособке», вторая – с момента трудоустройства в материнскую компанию.