19 декабря 2020

Как юрлицу работать с самозанятым лицом – инструкция

Как юрлицу работать с самозанятым лицом – инструкция

Самозанятые граждане совершенно законно могут сотрудничать с юрлицами. Эта норма напрямую прописана в Законе о налоге на профессиональный доход № 422-ФЗ от 27.11.2018 г. Но процедура оформления такого сотрудничества вызывает множество вопросов у бизнеса и самих плательщиков НПД. Разберемся, как работать самозанятым с юрлицами; какие документы при этом необходимо оформить, чтобы избежать налоговых рисков.

Читайте: Самозанятые с 2020 года – какие регионы, виды деятельности присоединятся

Может ли самозанятый работать с юрлицами?

Могут ли самозанятые работать с юрлицами или нет – утверждено в Законе № 422-ФЗ. Согласно этому нормативно-правовому акту плательщики НПД вправе сотрудничать как с физиками, так и с юридическими лицами, уплачивая налог с профдеятельности по действующей ставке. Тарифы прописаны в стат. 10 Закона:

  • 4 % – платятся от доходов при работе с физлицами.
  • 6 % – перечисляются при взаимодействии с юрлицами или ИП.

Но есть одно ограничение. В п. 2 стат. 6 Закона уточнен перечень доходов, в отношении которых налог не платится. Среди прочих здесь поименованы доходы от трудовой деятельности. Следовательно, если юрлицо – это работодатель самозанятого, работать самозанятый с ним не может. Данная норма распространяется на следующих работодателей:

  • Тот, с которым у самозанятого заключен действующий трудовой договор.
  • Бывший работодатель, трудовой договор с которым расторгнут менее 2 лет назад.

Как работает самозанятый с юрлицами – нюансы оформления сотрудничества

Прежде всего, нужно удостовериться, что гражданин действительно зарегистрировался в ИФНС как самозанятый. Как это сделать? Можно запросить у человека справку для подтверждения статуса. Этот документ формируется в приложении «Мой налог» или веб-кабинете на портале ФНС. Или юрлицо может самостоятельно проверить статус физлица на сайте ФНС https://npd.nalog.ru/.

Еще одна важная особенность работы с юрлицом заключается в том, что в целях подтверждения расходов контрагента самозанятый обязан предоставлять ему первичный документ. Таковым является чек, который оформляется в бумажном виде или электронном через приложение «Мой налог». В документе приводятся данные об оказанной услуге (работе и т.д.), отражается ИНН юрлица или ИП, указываются дата и время расчетов, уникальный номер и прочие обязательные реквизиты. Чек передается компании в момент расчетов, если они произведены в наличной форме или посредством использования электронных способов. При иных формах расчетов чек необходимо передать до 9-ого числа месяца за месяцем оплаты (стат. 14 № 422-ФЗ).

Читайте: Как в 2020 году правильно оформить сотрудничество с самозанятыми?

Нужно ли заключать договор?

Да, сделку необходимо оформить в письменном виде или хотя бы устном. При работе с самозанятым лицом можно заключить договор гражданско-правового характера в одной из форм, предлагаемых ГК РФ:

  • Договор оказания услуг.
  • Договор подряда.
  • Договор поставки.
  • Договор поручения и т.д.

Кроме того, по разъяснениям ФНС в Письме № СД-4-3/2899@ от 20.02.2019, можно принять оферту. Обменяться договором можно посредством отправки документа по почте – обычной или электронной.

Обратите внимание! Ни в коем случае с самозанятым нельзя заключать трудовой договор. Или вносить в договор ГПХ условия, которые используются при оформлении трудовых контрактов и указывают на трудовые взаимоотношения.

Что указать в договоре с самозанятым?

При разработке договора для сотрудничества с самозанятыми гражданами/ИП в него вносятся все обычные условия, которые используются в договорах ГПХ. Дополнительно нужно включить в документ несколько важных условий:

  1. Четко пропишите, что договор заключен с самозанятым лицом – для этого можно внести в текст сведения (№ и дату справки) о регистрации физлица в статусе плательщика НПД.
  2. Укажите, что расчеты осуществляются без НДС – поскольку исполнитель является самозанятым и не признается плательщиком НДС в соответствии с п. 9 стат. 2 № 422-ФЗ.
  3. Пропишите, что заказчик не обязан платить НДФЛ и страховые взносы за исполнителя – в связи с тем, что он является плательщиком НПД и освобожден от них на основании п. 8, 11 стат. 2 № 422-ФЗ.
  4. Расширьте обязанности самозанятого лица – уточните, что исполнитель обязан предоставлять чеки (пропишите срок); предупреждать заранее заказчика об утрате статуса плательщика НПД. При необходимости пропишите штрафные санкции за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Читайте: Образец договора с самозанятым лицом

Как осуществлять расчеты с самозанятым?

Платить самозанятому нужно так же, как и другим контрагентам. Формы расчетов можно прописать в договоре с исполнителем. Если оплата проходит наличкой, лимит в 100 000 рублей не действует. Такое ограничение установлено только для расчетов между предпринимателями и организациями. Применять онлайн-кассу самозанятому тоже не нужно. Плательщики НПД вправе использовать для расчетов текущие личные счета в банках. Открывать какой-то специальный счет не требуется (Письмо ЦБ № ИН-014-12/94 от 19.12.2019).

Как юрлицу работать с самозанятым лицом – инструкция:

  • Проверьте статус плательщика НПД – запросите у гражданина справку о самозанятости или самостоятельно уточните информацию на сайте ФНС https://npd.nalog.ru/check-status/.
  • Заключите с самозанятым договор ГПХ – можно использовать тот шаблон, который вы подписываете с другими контрагентами, но предварительно в документ нужно внести изменения. Об обязательных пунктах договора с самозанятым мы писали выше.
  • Получите от плательщика НПД чек на оплату – он может быть как «на бумаге», так и в электронном виде.
  • Оформите акт – не является обязательным документом, но дополнительно подтверждает факт оказания работ/услуг.

Читайте: Являются ли самозанятые пенсионеры работающими?

Добавить комментарий

Авторизация

Авторизация

*
*
Регистрация

Регистрация

*
*
*
*

Генерация пароля