Как составляются бухгалтерские проводки

При ведении бухучета наибольшее затруднение у начинающих бухгалтеров вызывают проводки. От того, верно или нет сделаны записи, зависит правильность отражения хозяйственных операций. В результате образуется ложная отчетность, искажения в расчете и уплате налогов, что чревато возникновением недоимки, пеней и штрафов. Разберемся, как составляются бухгалтерские проводки коммерческих организаций.

Что такое проводка в учете

Бухгалтерская проводка (запись) – это отражение данных об изменении состояния учитываемого объекта. Информация об активах, обязательствах, фактах хоздеятельности, доходах, расходах и прочих объектах формируется с помощью метода двойной записи. Такой способ ведения учета предусмотрен Законом № 402-ФЗ от 06.12.11 г. (п. 3 стат. 10).

Проще говоря, сведения о любой операции организации отражаются одновременно по дебету одного счета и кредиту другого. При этом фиксируется одинаковая сумма. Действующий план счетов для коммерческих субъектов утвержден в Приказе Минфина № 94н от 31.10.00 г.

Как составляются бухгалтерские проводки

Как составить проводку

Чтобы составить проводку, требуется использовать предусмотренные в Приказе № 94н типовые счета. В зависимости от объекта учета бухсчета подразделяются на:

  • Активные – используются для отражения сведений об активах организации, включая ТМЦ, запасы, готовую продукцию, денежные средства на банковских счетах, в кассе и т.д. У таких счетов начальный остаток (сальдо) вносится по дебету, конечный – по кредиту. Увеличение активного бухсчета также выполняется по дебету, уменьшение – по кредиту. Основные активные счета – 10, 01, 04, 20, 50, 41, 51 и др.
  • Пассивные – предназначаются для внесения данных о состоянии и изменениях источников формирования имущества организации. К примеру, здесь отражаются сведения о прибыли, капиталах (добавочный, уставный, резервный), амортизации и т.д. Остатки пассивных счетов указываются только по кредиту, обороты увеличиваются также по кредиту, уменьшаются по дебету. Основные пассивные счета – 02, 42, 05, 70, 67, 66, 83, 80, 82 и т.д.
  • Активно-пассивные – могут быть или активными, или пассивными в зависимости от ситуации. К таким переменным счетам относится большинство расчетов (с поставщиками, покупателями и подрядчиками, разными дебиторами и кредиторами и т.д.). Сальдо может отражаться как по дебету, так и по кредиту; в некоторых случаях образуется одновременно и дебетовый, и кредитовый остатки. Основные активно-пассивные счета – 62, 60, 68, 71, 75, 69, 84, 99 и пр.

Все счета взаимосвязаны между собой. Если при внесении записи один дебетуется, то есть, увеличивается, то второй в это же время кредитуется (уменьшается) или наоборот (по типу счета). Для детализации данных открывается аналитика по отдельным субсчетам. К примеру, сч. 10 «Материалы» может иметь аналитические субсчета 10.1 для учета сырья и материалов, 10.2 – для полуфабрикатов, 10.3 – топлива, 10.4 – тары и пр.

Проводки по заработной плате

Пример бухгалтерской проводки

Предположим, организация заключила с заводом договор на поставку электротехнических товаров. Стоимость партии составляет 900000 руб., в т. ч. НДС 20 % 150000 руб. Оплата переведена в течение 5 рабочих дней после поступления продукции. Проводки:

  • 04.2019 г. Д 41 К 60 на 750000 руб. – на основании накладной ТОРГ-12 оприходованы товары на склад.
  • 04.2019 г. Д 19 К 60 на 150000 руб. – выделен НДС с поступившей продукции согласно счет-фактуре.
  • 04.2019 н. Д 60 К 51 на 900000 руб. – перечислены деньги за товар. Основание – платежное поручение № 325 от 10.04.2019 г.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: