23 января 2019
Как составить должностную инструкцию бухгалтера по материалам
Должностная инструкция бухгалтера по материалам – внутренний документ компании, составляемый по образцу, закрепленному ее локальными актами, и позволяющий регламентировать взаимодействия между администрацией фирмы и наемным специалистом. В ее структуре выделяется как минимум четыре части, посвященные общим принципам работы сотрудника, его функционалу и правомочиям, ответственности за допущенные ошибки и нарушения.
Содержание
Общие положения
Это раздел, задача которого – показать место специалиста в структуре компании и обозначить требования к его опыту и квалификации. В нем указывается следующее:
- бухгалтер причисляется к категории специалистов (т.е. его должность не является руководящей);
- он подчиняется главному бухгалтеру фирмы;
- на период отпуска или болезни его замещают коллеги по отделу;
- приказы о его принятии и увольнении подписывает гендиректор компании.
В должностной инструкции обозначаются требования к квалификации специалиста, на основании которых ведется отбор кандидатов на вакантную должность. В числе прочего упоминается:
- наличие высшего образования;
- опыт профильной работы (3-6 лет);
- знание особенностей учета материалов;
- владение учетными программами (например, 1С);
- знание норм законодательства в области бухгалтерского учета.
В первом разделе обозначается, положениями каких документов руководствуется специалист при осуществлении профессиональной деятельности. В числе прочего упоминается НК РФ, ГК РФ, ПБУ, разработанные Минфином, нормы федерального законодательства, внутренние акты предприятия, посвященные охране труда и распорядку в компании.
Должностная инструкция бухгалтера по расчетам с поставщиками
Должностные функции
Вторая часть инструкции посвящена перечислению обязанностей, возлагаемых на сотрудника. В ней упоминается следующее:
- учет материалов и объектов основных средств;
- отражение в учетной программе (1С или SAP) поступления и списания материалов;
- формирование проводок, связанных с перемещением материалов и списанием в производство;
- проверка входящей первичной документации (накладные, акты, счета-фактуры);
- проведение работы, направленной на своевременное получение первичных документов;
- проведение сверок с поставщиками и подрядчиками;
- участие в проведении инвентаризаций имущества на складе компании;
- ведение учета доверенностей на получение ТМЦ;
- участие в автоматизации работы отдела;
- выполнение иных поручений главного бухгалтера.
При необходимости перечень обязанностей бухгалтера расширяется за счет дополнительных функций, связанных со спецификой деятельности компании-нанимателя.
Правомочия бухгалтера по материалам
К числу правомочий работника относится следующее:
- формирование запросов в адрес сотрудников других подразделений о предоставлении необходимых первичных документов;
- взаимодействие со смежными департаментами (юридическим, отделом закупок и продаж, складом и т.д.);
- информирование руководства о поступлении и списании материалов;
- создание проектов локальных актов фирмы относительно работы с материалами;
- повышение квалификации путем посещения бухгалтерских курсов, семинаров;
- требование от администрации предприятия обеспечения условий труда, соответствующих положениям ТК РФ.
Список правомочий бухгалтера готовится с таким расчетом, чтобы они оказались достаточными для эффективного выполнения возложенных обязанностей.
Ответственность
Чем шире список правомочий бухгалтера, тем большая ответственность на него возлагается. За халатное отношение к должностным обязанностям и несоблюдение внутренних правил работы (опоздания, прогулы) администрация вправе привлечь специалиста к дисциплинарному наказанию (вплоть до увольнения).
За несоблюдение норм федерального законодательства на бухгалтера накладывается административное или уголовное наказание. Отдельный пункт инструкции посвящается материальной ответственности. Она наступает в случае умышленного причинения вреда благосостоянию фирмы или разглашения персональных данных контрагентов.