Издержки производства и себестоимость продукции

Издержки и себестоимость продукции – самый важные показатели в деятельности компании. Чем меньше издержек, тем ниже себестоимость.

Себестоимость – это совокупность затрат, потраченных на производство продукта, либо оказание услуги.

Издержки (затраты) – инструмент создания продукта.

Себестоимость не может существовать без издержек, издержки производства и себестоимость продукции находятся в прямой зависимости друг от друга.

Виды издержек

Основная классификация издержек, это разделение последних на постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки

Постоянные издержки обслуживают само создание продукта – оборудование, топливо, электричество, арендная плата.

Постоянные издержки – один из основных видов затрат в учете, которые используются руководством компании для планирования бюджета. Эти затраты остаются относительно одинаковыми независимо от того, производит ли компания 10 товаров или 10 000 товаров за отчетный период. Постоянные издержки связаны с основными операционными и накладными расходами бизнеса. Большинство форм амортизации и материальных активов относятся к постоянным издержкам.

Постоянные издержки считаются косвенными затратами производства. Это не затраты, непосредственно связанные с производственным процессом, но они тем не менее влияют на общие издержки производителя.

Постоянство, как значение слова, не значит полностью неизменное, они изменяются со временем, т.к. компания расширяется, нанимает дополнительный персонал, приобретает новые объекты для производства и т.д.

Переменные издержки

Вторым важным компонентом затрат, который предприятия учитывают при учете, являются переменные издержки. Переменные затраты – это прямые издержки производства. Переменные издержки в основном зависят от запланированного объёма выпуска продукции. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, оплату труда. Переменные издержки могут изменяться из-за повышения/понижения цены сырья, из-за автоматизации производства (сокращения рабочих мест), в таком случае повысится уровень постоянных издержек (на обслуживание оборудования которое привело к сокращению рабочих мест, а значит, и к сокращению затрат на зарплаты). Из этого примера видно, что постоянные и переменные издержки могут балансировать друг с другом – одни уменьшили, другие, в свою очередь, увеличились.

Фиксированные затраты плюс переменные издержки составляют общие текущие расходы компании, которые рассматриваются в калькуляции затрат для управления и анализа расходов с целью повышения эффективности затрат и увеличения прибыли.

Некоторые компании предпочитают классифицировать некоторые издержки как смешанные – сочетание фиксированных и переменных затрат. Примером может служить электричество, часть которого фиксирована, а вторая часть варьируется в зависимости от производства – при работе машинного оборудования используется больше электроэнергии.

Предприятие, у которого преобладают переменные издержки будет более рентабельным и успешным.

Предприятие с преобладанием постоянных затрат нуждается в увеличении объема выпущенной продукции, иначе рентабельность снизится.

Как рассчитать себестоимость

Самый простой способ рассчитать себестоимость — это вычислить сумму всех затрат и разделить ее на количество выпущенной продукции.

Предприятия может выпускать несколько видов продукции на одном станке, в таком случае калькуляция будет сложнее, но можно рассчитать среднюю себестоимость продукта. Средняя себестоимость – это фактически стоимость любого вида товара на производстве, независимо от его характеристик и качества. Показатель средней себестоимости интересен с точки зрения общего понимания ценового диапазона выпускаемой предприятием продукции. Помимо расчётов себестоимости продукции, следует рассчитывать себестоимость конкретного элемента процесса производства. Будет использоваться попроцессный метод калькуляции. При этом методе происходит растёт себестоимости в конкретном структурном подразделении.

Предприятие может выпускать эксклюзивный продукт под заказ, в таком случае, себестоимость рассчитывается для каждого заказа отдельно, т.к. клиенты могут высказать свои пожелания в отношении продукта, внести корректировки в стандартную комплектацию товара, часто такое происходит на производстве автомобилей примиум-класса, где комплектация может быть расширена за дополнительную плату по желанию покупателя. В таком случае используется позаказный метод определения себестоимости.

Какие налоги входят в себестоимость продукции

Рассчитали себестоимость, что дальше

После расчёта себестоимости предприятия делают наценку, чтобы обеспечить прибыльность своего бизнеса. Некоторые производители делают минимальную наценку, поскольку количество продаваемой продукции обеспечивает достойный уровень прибыли, речь идет о крупных производителях, которые могут продавать продукцию огромными партиями. Для установления наценки, т.е. установления правильное конечной цены, которая будет приносить прибыль, производителю/продавцу необходимо следовать нескольким правилам:

  1. Определитесь кто вы на рынке.

Если вы крупный производитель, продающий товар оптом, то вам не потребуется большой наценки, вы будете выигрывать на количество проданного товара. Крупные предприятия не работают с мелкими заказчиками, поскольку это попросту нерентабельно.

Если же вы не производитель, а закупщик товаров для распространения его по магазинам, то вы делаете свою наценку.

Продавец делают свою наценку.

Фактически каждое последующее звено «путешествия товара» (производитель-оптовик-розничный магазин) увеличивает свою наценку.

  1. Изучите свой рынок.

Если вы владеете, к примеру, небольшим продуктовым магазинов, то вы вряд ли сможете обеспечить уровень цен, который предлагают супермаркеты, опять же из-за того, что последние закупают товар крупными партиями, и в их цепочке может быть меньше звеньев (поставщиков, посредников), увеличивающих стоимость товара для конечного потребителя. Если вы не выдерживаете конкуренции с супермаркетами, то вряд ли ваш магазин можно назвать рентабельным. Он может быть рентабельным в тихом спальном районе, где рядом нет супермаркета, либо вы можете предлагать продукты, которые в супермаркете не продаются, но этого добиться очень сложно и окажется дорогим удовольствием для ваших покупателей.

Супермаркеты, в отличие от небольших магазинов, имеют возможность демпинговать цены, у них есть ценовой зазор, из-за оптовых закупок товара, у вас этого нет. Если начнет демпинговать маленький магазин, то он попросту может уйти в минус, поскольку издержки, может и будут покрыты, но рентабельности не будет.

Мы рассмотрели конкретный пример, но такой механизм может быть применен к любому виду бизнеса.

Изучайте своего потребителя, составьте его портрет и в соответствии с этим выставляете цены.

  1. Будьте гибки.

Необходимо научиться быстро реагировать на смену рынка, на новые веяния. С одной сторон у вас есть конкуренты, с другой – потребители. Постоянно изучайте новые тенденции и вводите их по возможности в деятельность своего предприятия. Для производства – это закупка нового оборудования для автоматизации создания продукта. Для продуктового магазина – постоянное наблюдение за персоналом, поскольку магазин ассоциируется не с вами, а с вашими продавцами, Если персонал будет тактичным и вежливым, то и покупатель будет к вам идти с уверенностью, что ему не нагрубят. Для каждого бизнеса есть свои стратегии развития и конкурентоспособности.

Как уменьшить издержки

Независимо от того, насколько популярным или полезным может быть ваш продукт, если вы не можете произвести его эффективным, экономичным способом, ваш бизнес будет в упадке. Для увеличения прибыли от ваших усилий, есть несколько способов снизить издержки производства.

Сокращение затрат на рабочую силу

Если физический труд является самой большой статьей расходом при изготовлении вашего продукта, контроль затрат на рабочую силу даст вам быструю возможность увеличить прибыль. Снижение затрат на рабочую силу может быть достигнуто за счет сокращения зарплат, выплачиваемых работникам, или повышения эффективности их работы. Хотя недорогой труд можно получить за счет использования неквалифицированной рабочей силы. Еще одним способом снижения трудозатрат является повышение эффективности работы опытных сотрудников. Сократите время, необходимое для производства единицы товара, предоставив специальную подготовку, которая позволяет сотрудникам работать быстрее. Предложите стимулы для сотрудников, которые могут внедрить трудосберегающие методы в ваше производственное предприятие (премии, поощрения).

Сокращение затрат на сырье

Если затраты на сырье доминируют среди других объектов калькуляции, то сосредоточьтесь на способах получения материалов за меньшие деньги или на поиске способов использования меньшего количества материала в процессе строительства. Покупайте материалы, сырье большими партиями (оптом), чтобы снизить стоимость единицы продукции. Изучите и определите необходимый тип материала, если какой-то элемент производства не влияет на функциональность и качество вашей продукции, то не платите за него. Старайтесь превратить свое производство в безотходное, используйте производственный мусор по полной. Изучите теорию бережливого производства и, если она вам подходит, внедрите на своем предприятии.

Сокращение накладных расходов

Контролируйте расходы, связанные с запуском завода, так называемые накладные расходы. Затраты на строительство, коммунальные услуги, снабжение, хранение, обработку, проезд, контроль и административные расходы увеличивают затраты на производство. Установите бюджеты для этих вспомогательных расходов, сделайте статистику этих расходов по периодам (еженедельно, ежемесячно, ежегодно). Ограничьте расходы сотрудников, которые не приносят пользу производству или увеличивают цену продажи товара. Проводите мониторинг затрат на поставку, а также хранение товаров в надлежащем месте для предотвращения потерь, брака.

Инвестировать в капитал

Иногда способ сэкономить деньги – это тратить деньги. Инвестирование в оборудование, которое ускоряет процесс производства, может в конечном итоге снизить издержки производства. Аналогичным образом, машины, которые используют меньше материала (экономичные), также могут снизить затраты. Тем не менее крайне важно тщательно изучить потенциальные выгоды от капитальных вложений в новое оборудование. Определите отдачу от инвестиций путем вычисления прибыли за вычетом стоимости инвестиций.

Вывод

Издержки производства и себестоимость продукции важные элементы бизнеса. Контроль за ними и приведение их в правильное русло, обеспечат прибыльность вашему делу.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: