29 сентября 2017
Инвентарь и хозяйственные принадлежности
Есть стандартный состав имущества, который принято учитывать, как инвентарь и принадлежности. Что же входит в эти группы и каковы особенности контроля их сохранности на современных предприятиях.
Содержание
Основные характеристики хозинвентаря и спецпринадлежностей
Стандартный состав предметов, к которому привыкли все пользователи отчетности, следующий:
- Офисная мебель
К ней могут относиться столы, стулья, шкафы, а также диваны и кресла
- Оборудование связи
Конечно, это всем нам известные телефоны и факсы, а также АТС
- Компьютерная техника для офиса
Сюда можно отнести компьютеры, ноутбуки, камеры, колонки
- Инвентарь для уборки
Обычно это швабры и ведра, но может быть техника и посерьезнее
- Все для пожарной безопасности
В частности, это всем нам знакомые огнетушители
- Предметы для освещения внутри и на улице у офиса
Лампы, фонари, светильники и прочие аналогичные изделия
- Санитарно-гигиенические принадлежности
Это мыло, бумага, освежитель, сушилка и другие предметы в туалете
- Товары, используемые как канцелярские
Сюда относятся обычные ручки, карандаши, бумага, ластики, блоки-кубарики
- Техника для бытовых нужд офиса
Это бытовые приборы для оснащения зоны питания сотрудников
Что входит в инвентарь и хозяйственные принадлежности
Выше мы обозначили стандартный состав хозинвентаря и спецпринадлежностей. Мебель, техника, телефоний, инвентарь для уборки офиса, огнетушители, канцелярия и многие другие активы на самом деле можно обозначить, как хозяйственный инвентарь.
Учет же предметов на счетах учета будет зависеть от их стоимости и срока службы. Отразить данные ценности можно в качестве основных средств и обычных МПЗ. В первом случае они будут переносить свою стоимость в затраты постепенно через амортизацию, во втором, списываться сразу при отпуске.
Учет в качестве ОС
Инвентарь и хозяйственные принадлежности будут отнесены к основным фондам предприятия, если срок их службы более 12 месяцев (см. Правила бухучета (ПБУ) п. 4 пп. «б»).
Можно признать инвентарь материалом, но в рамках установленного лимита. Предел закрепляется учетной политикой и не может быть более 40 тыс. руб. (см. п. 5 выше указанного ПБУ абз. 4-ый).
Если же более года предмет точно не прослужит, его нужно однозначно учесть как материал. Для этого есть спецсчет 10.09 «Инвентарь и спецприспособления». По нему движение отражается в обычном порядке.
При отпуске инструментов нужно оформить бланк М-11 (это документ «требование-накладная», утв. Госкомстатом). В обязательном порядке в бланке указываются:
- Название подразделений запроса и отпуска
- Точное наименование инструмента для правильной идентификации
- Номер бухгалтерского счета учета
- Количество и учетная стоимость выдаваемых предметов
- Цели предполагаемого использования имущества
Когда документ на отпуск составлен по всем правилам, он является основанием для нормативного списания активов в затраты текущего периода. Порядок проведения данной процедуры прописан в документе 119н.
На основании составленных актов производится списание объектов на траты. Порядок утвержден МУ №119н. Главная задача учетной службы обеспечить нужный уровень контроля сохранности инструмента.
Контроль сохранности инструмента
Теперь уже стало понятно, инвентарь и хозяйственные принадлежности что относится, а как же обеспечить сохранность такого имущества? Есть такое правило: при выдаче инструмента в кратковременное пользование сотрудников, учитывать единицы нужно по маркам/жетонам.
Для этого указываются цех выдачи, табельные номера, склад перемещения. Разработано несколько апробированных марочных систем выдачи:
- Одномарочная
Каждому работнику выдается определенное количество марок, которые он обменивает на инструмент.
- Двухмарочная
К инструментальным маркам добавляются контрольные с номерами образцов, это делает контроль более предметным.