IFRS

Сегодня непременным условием выхода на мировые рынки и биржи становится подготовка финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (IAS), которые разрабатывает независимая организация – FRS Foundation. Она издает нормативные документы в области бухгалтерского учета, цель которых – максимально приближенно к реальности отразить экономическое состояние фирмы, предоставить внешним и внутренним пользователям информацию, необходимую для грамотных решений и прогнозов.

Что такое МСФО?

Разработка международных стандартов отчетности началась в 1973 году, чтобы унифицировать правила и подходы к ведению бухгалтерского учета по всему миру. В Россию эта тенденция в полной мере пришла в 2012 году с изданием Приказа Министерства финансов №160н. В настоящий момент все нормативные документы МСФО переведены на русский язык и используются в деловой практике.

Ключевое отличие МСФО от РСБУ заключается в том, что это не свод директив и правил, а набор рекомендаций и норм, регулирующих составление финотчетности. Многие стандарты, сформулированные FRS Foundation, сложны для понимания неподготовленными пользователями. Их использование на практике требует опыта, высокой квалификации, способности формулировать экспертные суждения и оценивать риски принимаемых решений.

В структуре МСФО выделяются:

  • стандарты IAS – регламентируют ведение бухгалтерского учета;
  • стандарты IFRS – регламентируют подготовку финотчетности;
  • официальные разъяснения по применению стандартов.

Тексты стандартов и официальные разъяснения по их использованию на практике можно найти на официальном сайте.

Применяя международные стандарты, компания «подписывается» в безоговорочном следовании им. Если определенная сфера деятельности предприятия попадает под положения конкретного IAS, информация раскрывается в полном соответствии с ним.

Система МСФО базируется на двух допущениях. Первое – метод начисления, суть которого заключается в том, что расходы и доходы учитываются не в момент фактического получения (уплаты) денег, а в периоде, когда операция была фактически совершена. Второе допущение – о непрерывности деятельности. Это предположение, что компания, финансовое состояние которой отражается в учете, не планирует закрытие и будет продолжать работу.

IAS

Уровни применения МСФО

Международные стандарты финотчетности, выпускаемые FRS Foundation, неуклонно распространяются по всему миру. Выделяются следующие уровни их применения:

  • Использование в качестве национальных стандартов.
  • Применение национальными организациями стран в качестве основы, ориентира для разработки собственных стандартов.
  • Требования крупных бирж к потенциальным участникам торгов об обязательном раскрытии информации в соответствии с международными стандартами. Этого правила придерживаются крупнейшие торговые площадки мира – Нью-Йоркская и Лондонская. Фирмы, желающие привлечь капитал из-за рубежа, вынуждены трансформировать свою отчетность.
  • Использование на уровне межстрановых образований, например, в Европейском Союзе.
  • Использование отдельно взятыми компаниями. Отчетность, выстроенная в соответствии с принципами FRS Foundation, дает возможность выходить на международные биржевые рынки, помогает руководству организаций объективно расценивать положение дел и принимать взвешенные управленческие решения.

В России взят курс на постепенное сближение международных и отечественных стандартов. Предполагается постепенная корректировка и совершенствование РСБУ на основе опыта, накопленного за годы существования FRS Foundation. Сегодня МСФО-отчетность готовят крупные компании страны, чьи акции котируются на мировых биржах.

Кто обязан отчитываться по МСФО в России?

В 2010 году был принят 208-ФЗ, который закрепил обязанность отдельных хозяйствующих субъектов готовить консолидированную отчетность, т.е. соответствующую международным стандартам, для отражения финансовых результатов и финансового положения компании.

В соответствии с положениями 208-ФЗ, к числу организаций, обязанных представлять наряду с формами по РСБУ отчетность по МСФО, относятся:

  • банковские структуры;
  • фирмы-страховщики (за исключением тех, кто работает исключительно в медицинской сфере);
  • НПФ;
  • управляющие компании;
  • клиринговые фирмы;
  • организации, акции которых торгуются на биржевых площадках;
  • ФГУПы в соответствии со списками, утверждаемыми Правительством РФ.

Действующее российское законодательство не содержит норм, запрещающих организациям, не упомянутым в 208-ФЗ, готовить отчетность по МСФО. Они могут делать это, если планируют выход на биржевые рынки, желают приблизиться к международному тренду, хотят сделать собственный учет более достоверным, содержательным и полезным для внутренних и внешних пользователей.

Важно! Отчеты, соответствующие положениям МСФО, не заменяют формы, предписанные РСБУ, а дополняют их. Отказаться от составления «внутрироссийского» баланса, формы 2, ДДС нельзя.

МСФО IFRS 10 «Консолидированная финансовая отчетность»

Компании, упомянутые в 208-ФЗ, в процессе организации бухгалтерского учета должны отталкиваться от норм, описанных в IFRS 10. Стандарт понимает консолидированную отчетность как подготавливаемую материнской компанией по группе, которую она возглавляет.

Согласно положениям стандарта, первый шаг в направлении консолидации – определение ее периметра. Данные компаний группы суммируются, если материнская организация имеет над ней контроль. Он выражается в возможности влиять на размер доходов, получаемых фирмой. На практике это выражается во владении более чем 50% акций. Если контроля нет, вложения в другие коммерческие структуры рассматриваются как инвестиции.

Отчётность по всем компаниям группы готовится в одну дату на основе учетной политики материнской компании. Далее проводятся следующие операции:

  • Активы и обязательства суммируются (происходит кон-солидация).
  • Из учета удаляются операции, совершаемые между фирмами группы.
  • Нераспределенная прибыль корректируется на значение, полученное от внутригрупповых операций.

Консолидация предполагает, что активы группы формируются как сумма показателей материнской и дочерних организаций.

Первое составление консолидированных отчетов по вновь образованной группе регулируется IFRS 3 «Объединения бизнеса». Стандарт предписывает, что компания должна определить справедливую стоимость покупки фирмы. Она равна сумме переданных по сделке денежных средств, куда не включаются административные затраты, издержки, понесенные на проведение переговоров, оплату услуг менеджера и т.д.

Следующий этап – определение чистых активов купленной компании. Последний «штрих» – расчет гудвилла – разницы между суммой уплаченных средств, увеличенной на долю прочих акционеров (кроме фирмы-покупателя) в капитале купленной организации, и чистых активов.

Гудвилл, определенный по алгоритму IFRS 3, учитывается в консолидированной отчетности как самостоятельный актив.

IFRS 9 «Финансовые инструменты»

IFRS 9 – это международные правила, устанавливающие порядок составления финансовой отчетности в части финансовых инструментов компаний. Этот стандарт признается экспертами одним из наиболее сложных для понимания и внедрения на практике.

Суть его сводится к следующему:

  • финансовые инструменты оцениваются по справедливой стоимости;
  • затраты, сопровождающие сделку их покупки, капитализируются, т.е. включаются в стоимость актива;
  • фирма признает договор в момент, когда становится его стороной.

Сегодня IFRS 9 находится на стадии доработки и внесения коррективов. Ожидается, что новая версия будет выпущена в 2018 году. По прогнозам экспертов, в ней будут изменены подходы к классификации финансовых инструментов, упрощено отражение в отчетности хеджирования рисков и обесценения активов.

IFRS 15 «Выручка по договорам с покупателями»

Это стандарт, описывающий модель признания выручки. Его принципами пользуются компании при составлении консолидированной отчетности. Он вступил в действие с 1.01.2017 года и является результатом многолетней работы по сближению МСФО и ОПБУ США.

В качестве принципа для признания дохода провозглашается переход контроля, т.е. переход возможных рисков и выгод. К числу других индикаторов, учитываемых бухгалтером, относится:

  • факт оплаты;
  • владение товарами;
  • факт принятия продукции или услуг покупателем.

Процесс определения выручки состоит из пяти шагов:

  1. Определение типа контракта. Задача бухгалтера – понять, попадает ли в сферу ведения IFRS 15 конкретный договор. Из сферы регулирования исключается аренда, страхование, операции с финансовыми инструментами и т.д.
  2. Определение обязательств в структуре договора и моментов получения выручки по ним. Например, компания продает телевизор, который оплачивается сразу, и оказывает услугу его настройки, за которую предусмотрено перечисление средств с отсрочкой.
  3. Исчисление цены операции – т.е. суммы, которую организация получит по итогу сделки. Цифра в договоре корректируется на скидки, бонусы, штрафы и т.д.
  4. Распределение цены операции между конкретными обязательствами по исполнению контракта с клиентом.
  5. Непосредственно признание выручки. Бухгалтер учитывает ее в момент, когда переходит переход контроля от одной стороны сделки к другой.

Стандарт устанавливает единые правила признания выручки вне зависимости от типа заключенного с клиентом договора. Этим он отличается от своего «предшественника», который дробил алгоритмы в зависимости от видов контрактов.

Результаты перехода на отчетность по МСФО

Практика демонстрирует, что переход на отчетность по международным стандартам в первые годы демонстрирует худшие финансовые результаты организации, чем РСБУ. Это связано с принципом осмотрительности, на котором базируется МСФО: активы оцениваются по минимально возможной стоимости, обязательства – по максимально возможной.

Финансовый результат снижается по сравнению с данными РСБУ из-за относительно низких курсов валют: доллара и евро.

Переход на МСФО сам по себе не гарантирует притока инвестиций, но дает «плоды», способные повлиять на дальнейшее развитие компании:

  • Отчетность готовится на языке, понятном иностранным партнерам, что повышает их интерес к организации.
  • Данные бухгалтерского учета делаются более прозрачными, максимально соответствующими реальной ситуации, что повышает доверие общества и потенциальных инвесторов.
  • Отчетность становится более прозрачной для внутренних пользователей – руководства фирмы. На основании получаемых данных они принимают более взвешенные, своевременные и результативные решения.
  • Внедрение МСФО дает возможность получить доступ к банковскому кредитованию на более выгодных условиях.

Внутренние пользователи получают актуальную и достоверную информацию, что становится основой для улучшения финансового состояния организации. Компания становится более привлекательной в глазах потенциальных инвесторов и общественности, что создает прочную основу для притока капитала.

Внедрение МСФО требует финансовых вливаний, обучения персонала и готовности к непрерывному совершенствованию. Применение этой системы на практике сложнее, чем следование РСБУ, но предпринятые организациями усилия дают плоды в виде экономического развития и притока инвестиций.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: