Формы социального партнерства

Формы социального партнерства

Формы социального партнерства – это совокупность методов, инструментов и механизмов, с помощью которых стороны трудовых правоотношений приходят к компромиссному решению. Разные виды взаимодействия помогают установить «правила игры», устраивающие всех участников: сотрудников, работодателей, представителей власти на уровне муниципальных образований и страны в целом. Это способствует повышению производительности труда и снижает напряженность.

Что гласит законодательство?

Трудовой Кодекс (ст. 27) провозглашает, что социальное партнерство осуществляется в форме:

  • проведения переговоров, результаты которых закрепляются на бумаге;
  • консультирования участников правоотношений;
  • привлечения персонала к руководящей деятельности;
  • споров, в которые может вступать как один сотрудник, так и коллектив в целом.

В законодательстве не указано, что методы взаимодействия сторон ограничиваются приведенным списком. Это означает, что субъекты правоотношений вольны выбирать иные способы диалога и закреплять их во внутренних документах компаний или коллективных соглашениях.

Особенности проведения переговоров персонала и администрации

Наиболее распространенными в реальной экономике формами социального партнерства являются коллективные переговоры. Это диалог, открываемый представителями персонала и фирмы-нанимателя, в ходе которого определяются аспекты трудовых взаимоотношений и связанные с ними вопросы. Цель такого общения – найти решение, которое устроит обе стороны.

Согласно положениям ст. 21, 22 ТК РФ выступить инициатором переговоров может любая из сторон трудового процесса. Чтобы начать процедуру, один участник должен направить другому письменное уведомление о своем желании. Цель диалога – заключить соглашение или внести изменения в локальные акты компании.

Получателю предложения дается неделя на то, чтобы выдвинуть встречные предложения, сформировать собственную позицию, определиться с временем и местом проведения переговоров.

Диалог ведется специальными комиссиями, представляющими интересы сотрудников и работодателя. Они могут быть двух видов:

  1. функционирующими на постоянной основе;
  2. созданными специально для решения возникшего вопроса.

В ходе диалога могут обсуждаться любые проблемы, связанные с рабочим процессом. Например, вопросы обеспечения безопасности на производстве, предоставления дополнительных отпусков и т.д.

Если коллективные переговоры оканчиваются консенсусом, положения закрепляются соответствующими документами. Если соглашение не достигнуто, составляется акт разногласий.

Взаимные консультации сторон

Виды социального партнерства включают взаимное консультирование. Оно бывает двух типов. Первый подразумевает непосредственное взаимодействие персонала и нанимателя в рамках одной компании. В ходе него обсуждаются спорные моменты, например, несогласие профсоюзного органа с положениями нового приказа, принятого руководством фирмы, оспаривание незаконного увольнения сотрудника и т.д.

К формам социального партнерства относятся консультации на муниципальном, региональном и всероссийском уровне. Тогда к двум сторонам присоединяется третья – специально созданный независимый орган. Например, в рамках одной сферы деятельности профсоюзная организация может вести диалог с компанией, отказавшейся присоединиться к отраслевому соглашению.

Стороны социального партнерства

Другие методы взаимодействия сторон

Основные формы социального партнерства предполагают, что персонал участвует в руководящей деятельности. Его позиция должна учитываться при разработке новых приказов, положений, внутренних нормативов. Наемным специалистам должны сообщать информацию, которая касается их трудовой деятельности, например, о планах реорганизации юридического лица. Сотрудники могут вносить предложения по совершенствованию имеющейся системы или инициировать переговоры с администрацией.

Последний механизм взаимодействия – споры. Она базируется на том, что основные принципы и формы социального партнерства предполагают досудебное решение возникающих вопросов. Если возникает индивидуальное или коллективное несогласие с действующими нормами или решениями руководства, проблема урегулируется мирным путем с помощью привлечения третейских органов и представителей обеих сторон.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: