15 ноября 2017
Формы ИНВ
Чтобы узнать, соответствует ли реальное количество товарно-материальных ценностей, внеоборотных активов, денег или ценных бумаг заявленному в бухгалтерском учете организации, фирмы с установленной ими периодичностью инициируют пересчеты. Для проведения ревизий назначается специальная комиссия, которая по результатам проделанной работы составляет особый документ – акт инвентаризации. В нем систематизируются итоги и выводы проверки. На его основании при необходимости вносятся правки в учетную программу.
Содержание
Какие документы используются?
Инвентаризация – это процесс пересчета ценностей организации на предмет соответствия фактического наличия и данных бухучета. Одновременно с этой целью выполняются дополнительные задачи: выясняются условия хранения запасов, соблюдение техники эксплуатации, выявляются устаревшие, ненужные ТМЦ.
Процесс проведения ревизии требует жесткой регламентации. Вначале издается постановление, распоряжение о проведении инвентаризации (ИНВ-22), в котором прописывается тип ценностей, подлежащих пересчету, состав комиссии, сроки контрольного мероприятия. Руководствуясь положениями этой бумаги, сотрудники начинают работу, а ее результаты закрепляют в документах, бланки которых утверждены законодательно.
Формы первичной учетной документации для бухгалтерского учета утверждены постановлением Госкомстата №88. Существует множество бланков, выбор которых определяется типом пересчитываемых активов. Возможны, например, такие формы ИНВ:
- ИНВ-1 и 1а – образцы, разработанные для фиксации итогов пересчета внеоборотных активов (ОС и НМА).
- ИНВ-4 – ведомость остатков ТМЦ в складских помещениях.
- ИНВ-4 – результаты пересчета переданных покупателям товаров.
- ИНВ-5 – опись итогов проверки продукции, находящихся на ответственном хранении организации.
- ИНВ-8 – результаты ревизии изделий из драгоценных металлов и т.д.
Всего формы ИНВ включают 21 позицию, из которых компании необходимо выбрать одну, наиболее подходящую к конкретному случаю. Например, инвентаризационный ярлык ИНВ-2 используется организациями, у которых так много запасов, что их невозможно пересчитать за день. Это промежуточный документ, фиксирующий результаты одного цикла работы.
Если данные проверки и сведения, забитые в учетной программе, не сошлись, составляется акт инвентаризации ИНВ-19 – сличительная ведомость. В ней фиксируются те позиции, по которым наблюдаются расхождения.
Компании вправе выбирать, какой бланк использовать: унифицированный или собственный, разработанный с учетом законодательных требований. Практика показывает, что предпочтение второму пути отдается реже, т.к. типовые варианты удобны и просты для практического использования.
Правила заполнения формы ИНВ-3
На практике наиболее востребованным бланком из представленных в приказе Госкомстата является ИНВ-3. Он посвящен итогам подсчета ТМЦ, физически находящихся в организации: на складе и других местах движения ценностей.
Форма акта состоит из двух элементов: титульника и основной части. Готовый бланк инвентаризации можно найти в интернете. При необходимости можно переделать его «под себя», сохранив все обязательные поля.
Титульник содержит следующие данные:
- наименование компании и указание подразделения, где проводится проверка;
- сроки инвентаризации;
- № и дата приказа, регламентирующего мероприятие;
- тип пересчитываемых ценностей;
- расписки материально ответственных лиц в создании условий для ревизии.
Основная часть документа – таблица, где содержатся следующие сведения:
- наименование ТМЦ;
- инвентарный №, номенклатурный код;
- счет бухучета, где отражены ценности;
- их фактическое количество;
- цена и расчетная стоимость;
- итоговое количество единиц, порядковых номеров и общая стоимость;
- подписи всех уполномоченных лиц.
Если организация прибегает к контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей, внизу документа ставится подпись пост-контролера, его ФИО, должность и дата пересчета.
Документ составляется в двух равноценных копиях: 1-й экземпляр передается в подразделение бухгалтерии для сверки, 2-й – кладовщикам фирмы.
Как отражаются итоги инвентаризации внеоборотных активов?
Востребованные первичные документы, используемые в ходе проведения инвентаризации, – формы ИНВ-1 и ИНВ-1а. Они посвящены ревизии внеоборотных активов: материальных и нематериальных. Пересчет обычно производится перед составлением годового баланса, перед предстоящей реорганизацией компании или продажей бизнеса. Найти пример заполнения этих бланков можно в свободном доступе на сайтах информационно-правовых систем.
Действующие правила требуют, что документы готовятся отдельно по собственному и арендованному (привлеченному в лизинг) имуществу организации.
Правила заполнения документа по инвентаризации аналогичны принципам подготовки формы ИНВ-3. В описи указывается:
- порядковый номер объекта ОС;
- его наименование;
- год выпуска (покупки, завершения строительства);
- инвентарный и заводской номера, № паспорта объекта;
- фактическое наличие (по данным ревизоров и бухгалтерии).
Если речь идет об арендованном имуществе, таблица заполняется аналогично, но прописываются данные в трех дополнительных колонках: наименование, дата и номер документа, на основании которого ценности находятся у организации.
Скачать форму для основных средств можно в интернете, допускается разработка собственного образца, не противоречащего требованиям законодательства. Инвентаризационный документ обязательно подписывается ревизорами и материально ответственными лицами.
Как закрепить промежуточные итоги инвентаризации?
Если ревизия не укладывается в один день, для фиксации промежуточных итогов составляется специальный акт инвентаризации – ИНВ-2. Он необходим для организаций с большим количеством товаров на складе. В документе прописывается:
- место нахождения пересчитанных ценностей (№ ячейки, стеллажа и т.д.);
- характеристики ТМЦ (марка, артикул);
- число единиц ТМЦ, расположенных по конкретному «адресу».
Скачать бланки ИНВ-2 можно на бухгалтерских сайтах. Документ готовится в одном экземпляре, подписывается членом комиссии и ответственным за хранение, оставляется там, где физически располагаются поименованные в нем ТМЦ.
Как составить сличительную ведомость?
Особый акт инвентаризации – сличительная ведомость. Инструкция по заполнению, бланк – все это отыщется на сайтах информационно-правовых систем. Это логическое продолжение формы ИНВ-3 и ИНВ-1, если эти бумаги продемонстрировали расхождения бухучета с реальным положением дел.
Сличительная ведомость составляется по следующей схеме:
- сведения об организации (название, структурное подразделение, где проводилась ревизия);
- номер и дата приказа на инвентаризацию;
- сроки проверки;
- табличная форма с указанием «нестыковок»;
- подписи бухгалтера и лица, отвечающего за хранение ценностей.
Ведомость формируется в двух равноценных копиях. Она используется при проверке правильности проведения инвентаризации ценностей и устранении ошибок в текущем учете.
Акт инвентаризации – это документ, составленный в соответствии с положениями законодательства и закрепляющий итоги проведенной проверки. Его форма меняется в зависимости от типа пересчитываемых ценностей и особенностей ситуации, но обязанность по его составлению остается у компании всегда.