15 сентября 2018
Должностная инструкция системного администратора
Должностная инструкция системного администратора обозначает перечень функциональных обязанностей данной категории специалистов предприятия. Может ли организация самостоятельно разработать этот документ? Какие пункты включить в условия? Из этой статьи вы узнаете, как письменно закрепить основные права и обязанности сисадмина, чтобы повысить производительность труда сотрудника.
Содержание
Как составляется должностная инструкция системного администратора на предприятии
Чтобы грамотно составить такой документ, прежде всего, необходимо четко понимать, чем в организации занимается системный администратор. Эта должность незаменима на любом предприятии, где есть компьютер. Поскольку в наши дни многие организации автоматизируют рабочие процессы и устанавливают не один компьютер, а несколько, практически в каждой компании имеется подобный специалист.
Какие функции он выполняет? Нюансы функционала могут отличаться, но в целом, это создание сетей, установка оборудования (компьютерного, телефонного и др.), ремонт неисправной техники, замена негодных картриджей, поддержка ПО (программного обеспечения) и т.д. Дополнительно сисадмины отвечают за сохранность электронных данных, включая отчетные документы, файлы – все то, что хранится на сервере организации. Существует несколько различных направлений работы сисадминов:
- Администрирование баз данных.
- Администрирование сайтов.
- Администрирование сетей.
- Администрирование сервисов, включая почтовые и веб-сервисы и пр.
Должностные обязанности системного администратора в организации
Точный перечень должностных обязанностей системного администратора следует закрепить в инструкции. Этот документ помогает достичь двух важных целей. Первая – работодатель может детально изложить требования к квалификации и функционалу сотрудника, чтобы быть уверенным в том, что работа выполняется «на уровне». Вторая – специалист четко понимает, чем именно придется заниматься на рабочем месте.
К основным обязанностям системного администратора относятся:
- Установка на серверы и наладка работы необходимого для деятельности компании ПО (программное обеспечение) и ОС (операционные системы).
- Поддержание актуализации конфигураций рабочего ПО.
- Поддержание нормальной работоспособности всех используемых программ.
- Выявление и оперативное устранение неполадок и различных сбоев в работе ПО.
- Регистрация персонала предприятия в сети (локальной), настройка АРМ, разъяснения сотрудникам принципов работы с ПО.
- Присвоение паролей и логинов для работы персонала в сети.
- Назначение паролей для ограничения доступа широкого круга лиц к сети.
- Разработка подробных инструкций для работы сотрудников с ПО.
- Проведение консультаций при работе с базами данных, сетью.
- Мониторинг работы оборудования, сети, контроль за оптимальным использованием сетевых ресурсов. Разработка действий по улучшению эксплуатации оборудования.
- Принятие мер по устранению нарушений в нормальном функционировании сети.
- Обеспечение высокого уровня сетевой безопасности, включая установку антивирусных программ.
- Осуществление своевременного копирования и архивирования данных с установленной периодичностью.
- Выявление и оперативное исправление ошибок пользователей при работе с ПО.
- Разработка и подготовка эффективных предложений по модернизации текущего и замене устаревшего оборудования.
- Мониторинг соблюдения персоналом принятых в организации правил по работе с оборудованием и сетевыми ресурсами.
- Исполнение других необходимых обязанностей.
Если предприятие имеет многочисленный штат, разветвленную организационную структуру и крупномасштабную деятельность, как правило, у такого работодателя действует полноценный отдел IT (информационных технологий). В функции подразделения входит комплексное решение задач по созданию оптимальной сети и поддержке нормальной работоспособности оборудования.
Если же фирма малочисленная, объемы хоздеятельности невелики, достаточно иметь в штате одного системного администратора. Этот специалист самостоятельно исполняет необходимые обязанности. Разработка должностной инструкции необходима в любой организации, независимости от ее вида деятельности, масштабности и численности.
Должностная инструкция системного администратора – пример
Унифицированного образца такого документа не существует. Работодатель вправе разработать собственную форму с включением обязательных разделов. Помимо обязанностей специалиста в инструкции нужно указать его права, ответственность, а также привести общие положения. Примерная структура выглядит так:
- Общие положения – здесь указывается, кто может приниматься на должность, что обязан знать специалист и кому в организации подчиняется.
- Права – в этом разделе уточняется, какие решения и действия вправе предпринимать сотрудник при исполнении определенных рабочих функций.
- Должностные обязанности – здесь подробно прописываются должностные обязанности сисадмина в соответствии со спецификой работы предприятия.
- Ответственность – в последнем разделе обозначаются меры ответственности за нарушения при выполнении обязанностей, причинение работодателю материального ущерба, несоблюдение требований законодательства РФ и т.д.
Составлением инструкции обычно занимается кадровик компании. Утвердить документ может только руководитель. При оформлении специалиста в штат организации требуется довести до его сведения содержание должностной инструкции. В подтверждение тому, что сотрудник ознакомился с требованиями, инструкция подписывается физлицом лично. Если при проверке у работодателя не будет должностных инструкций, ему грозит административная ответственность по нормам стат. 5.27 КоАП.
(Скачать пример) Должностная инструкция системного администратора