Должностная инструкция главного бухгалтера

Должностная инструкция главного бухгалтера – это документ, который содержит перечень прав, обязанностей и мер ответственности для данной категории персонала. Форма разрабатывается, доводится до назначения специалиста под личную подпись в целях упорядочивания трудовых взаимоотношений с работодателем. Из этой статьи вы узнаете, как составить ДИ, какие разделы включить и для чего.

Главный бухгалтер – должностная инструкция

Чтобы работа была эффективной, для любого специалиста нужно разработать детальную инструкцию с перечнем его прав, обязанностей и ответственности. Если речь идет о главном бухгалтере, должностные обязанности устанавливаются с учетом специфики деятельности предприятия, ориентируясь на законодательные нормы в области бухучета и налогообложения. В обязательном порядке ДИ должна включать раздел с общими положениями. Здесь устанавливаются следующие особенности занятости:

  • Категория специалиста (руководящая).
  • Требования к образованию и опыту работы – к примеру, с высшим профильным образованием (экономическим или бухгалтерским) и стажем бухгалтерской занятости от 5 лет, в том числе минимум в течение 2 лет на руководящей должности.
  • Требования к знанию законодательства РФ – налоговое, бухгалтерское, гражданское, трудовое законодательство, ПБУ по бухучету, методические рекомендации по соответствующим темам, порядок проведения инвентаризации активов предприятия, порядок формирования и представления в контрольные органы бухотчетности и т.д.
  • Регламент подчинения специалиста в организации.
  • Порядок замещения специалиста на периоды его отсутствия.
  • Прочие пункты по необходимости.

Должностная инструкция бухгалтера по расчету заработной платы

Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера

Права и обязанности главного бухгалтера должны отражать необходимые трудовые функции с учетом руководящей позиции сотрудника. При этом следует принимать во внимание вид юрлица – бюджетное учреждение, коммерческая компания, НКО и т.д. Как правило, в большинстве организаций функциональные обязанности главного бухгалтера сводятся к следующим:

  • Руководство ведением в организации бухучета и формированием обязательной отчетности.
  • Составление оптимальной учетной политики, принятие мер по ее внедрению.
  • Помощь сотрудникам бухгалтерской службы организации по всем рабочим вопросам.
  • Контроль за правильностью начисления налогов, взносов и прочих фискальных платежей, а также за своевременностью перечисления средств в пользу государства, на счета бюджетов всех уровней.
  • Выявление скрытых внутрифирменных резервов, разработка мер по их преумножению и сохранению, снижению издержек.
  • Внедрение в организации программного обеспечения, системы ЭДО (электронный документооборот).
  • Контроль за соблюдением законодательных требований при оформлении первичной документации.
  • Прочие по необходимости.

Должностные обязанности главного бухгалтера

  • Организация, постановка и ведение бухучета финансово-хозяйственной деятельности субъекта.
  • Контроль и принятие мер по сохранению финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
  • Учет обязательств организации, ее имущества и хозопераций, поступающих и выбывающих ТМЦ, основных фондов и денежных средств.
  • Учет доходно-расходных данных, финансовых результатов, составление калькуляций и смет.
  • Контроль за корректностью, полнотой и своевременностью формирования первичной документации, регистров бухгалтерского учета и налогового.
  • Контроль за совершением платежных операций, правильностью уплаты фискальных платежей.
  • Контроль за начислением зарплаты, расходованием фонда оплаты труда организации, осуществлением инвентаризации активов и обязательств.
  • Принятие и разработка мероприятий по предотвращению хищения ресурсов организации, по несоблюдению законодательных норм сотрудниками.
  • Обеспечение правильности расчета, исчисления и отражения в учете налоговых обязательств.
  • Контроль по разработке рабочего плана счетов юрлица, графика документооборота, регистров учета, типовых первичных форм, ЛНА и др.
  • Участие в финансовом анализе хоздеятельности предприятия.
  • Обеспечение правильности и своевременности составления обязательной отчетности с учетом используемого налогового режима, рассчитываемых налогов.
  • Прочие по необходимости.

Права главного бухгалтера

  • Участие в подборе кадров для бухгалтерской службы организации.
  • Разработка и утверждение перечня должностных и функциональных обязанностей подчиненных сотрудников.
  • Утверждение графика документооборота и порядка предоставления в бухгалтерию компании первичных форм. Списки работников-должностных лиц, ответственных за подачу документации, согласовываются с главным бухгалтером.
  • Согласование с главным бухгалтером приема, перевода и увольнения специалистов бухгалтерской службы, а также материально-ответственных лиц организации.
  • Рассмотрение, проверка и визирование заключаемых организацией договоров, допсоглашений и других документов.
  • Требование от руководящих и других лиц организации соблюдения норм действующего законодательства, проведение мероприятий по сохранности ресурсов хозяйствующего субъекта.
  • Проверка и контроль принятого в организации и ее структурных подразделениях порядка оприходования, приемки, расходования ТМЦ, денежных и других ценностей.
  • Разработка предложений по материальному стимулированию персонала.
  • Представление интересов организации в контрольных госорганах, финансовых учреждениях и других структурах.
  • Разработка и представление руководителю организации мероприятий по оптимизации налогообложения, повышению эффективности деятельности.
  • Прочие по необходимости.

Ответственность главного бухгалтера

Меры ответственности главбуха устанавливаются, прежде всего, за ненадлежащую организацию и ведение учета; несоблюдение законодательных норм и неисполнение предусмотренных ДИ обязанностей. Точный порядок применения мер административной, уголовной и гражданской ответственности утверждается в соответствии с действующим нормативным регламентом.

Как составить должностную инструкцию для главного бухгалтера

Поскольку типовая форма и нормативный регламент для такой процедуры не существуют, работодатель может составить документ в произвольном виде. При этом нужно помнить о следующих нюансах:

  • Инструкция оформляется и доводится до сведения работника на стадии приема в организацию, а не в процессе работы. Документ должен быть подписан одновременно с трудовым договором.
  • Для каждой должности составляется отдельная инструкция. Если должности одинаковы, можно использовать одну ДИ, заполненную в обезличенном виде.
  • При формировании документа нужно применять четкую структуру. Права, обязанности и ответственность сотрудника прописываются как можно детальнее.
  • Утверждает ДИ руководитель организации.
  • Если квалификационные требования к должности установлены на законодательном уровне, работодатель обязан применять профессиональные стандарты согласно стат. 195.1, 195.3 ТК РФ. В частности, профстандарт для бухгалтера утвержден в Приказе Минтруда № 1061н от 22.12.14 г.

Должностная инструкция главного бухгалтера – образец 2018

Унифицированной формы инструкции на законодательном уровне не утверждено. Поэтому каждый работодатель вправе разработать собственный бланк.

Должностная инструкция заместителя главного бухгалтера

Заместитель главного бухгалтера – это отдельная должность в организации. Если она предусмотрена в штатном расписании, кадровик должен составить специальную должностную инструкцию. Порядок заполнения аналогичен ДИ для главбуха. Обязательно прописываются общие положения, права, обязанности сотрудника и зона ответственности. Точные условия будут зависеть от выполняемых функций. Приведем перечень основных обязанностей такого специалиста.

Должностные обязанности заместителя главного бухгалтера:

  • Организация и ведение учета в рамках вверенного (указать какое) направления, включая контроль за составлением первичных форм.
  • Контроль за рациональным расходованием ресурсов организации (или обособленного подразделения), включая материальные, финансовые и трудовые.
  • Участие в проведении инвентаризационных мероприятий.
  • Участие в разработке учетной политики организации, рабочего плана счетов, графика документооборота, ЛНА, типовых форм и регистров учета.
  • Контроль и проверка начисления налогов, сборов и взносов.
  • Контроль за состоянием расчетов с контрагентами, своевременностью погашения дебиторских долгов и оплатой кредиторских.
  • Составление форм обязательной отчетности (указать какая именно).
  • Подготовка отчетности, первичных форм и регистров к архивированию в соответствии с законодательными нормами.
  • Обеспечение соблюдения персоналом организации штатной, кассовой и финансовой дисциплины.
  • Консультирование персонала организации по вопросам ведения учета, соблюдения законодательных норм и пр.
  • Наблюдение за использованием ФОТ организации, назначением, начислением и выдачей вознаграждения персоналу.
  • Замещение рядового бухгалтера и/или главного бухгалтера в случаях его отсутствия.
  • Прочие по необходимости.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: