15 сентября 2018
Должностная инструкция бухгалтера
Должностная инструкция бухгалтера – это документ, детально регламентирующий функциональные обязанности, права и ответственность специалистов отдела бухгалтерии предприятия. Такой кадровый документ должен составляться в целях координации работы любых специалистов – от рядовых бухгалтеров до главного и его заместителей. Чем детальнее прописаны в форме обязанности сотрудника, тем эффективнее будет его занятость.
Содержание
В чем состоят должностные обязанности бухгалтера
Функционал специалиста может варьироваться в зависимости от отраслевой принадлежности организации, участка учета, формы собственности, налогового режима и т.д. В соответствии с нормами российского законодательства любое предприятие обязано обеспечить ведение учета, составление отчетности, расчет и уплату фискальных платежей. Общий перечень задач, стоящих перед бухгалтером, многообразен, особенно, когда речь идет о компании с ограниченным числом штатных сотрудников.
Основные функциональные обязанности бухгалтера:
- Ведение бухучета имущества, денежных средств, обязательств организации, включая учет ОС (основные средства) и ТМЦ (товарно-материальные ценности), производственных затрат, издержек обращения, финансовых результатов хоздеятельности, расчетов и т.д.
- Разработка и исполнение мер по соблюдению в организации высокого уровня финансовой дисциплины, рационального расходования денежных, трудовых, сырьевых и других ресурсов.
- Прием, контроль, оформление, обработка первичной документации по различным участкам учета (счета-фактуры, счета, акты, товарно-транспортные и товарные накладные и т.д.).
- Отражение на бухсчетах операций по движению денежных средств компании, основных средств, товарно-материальных ценностей.
- Составление калькуляций расчета себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Выявление источников потерь и образования непроизводительных затрат, разработка мероприятий по их устранению.
- Работа с банковскими учреждениями, в которых организацией открыты расчетные счета, включая оформление платежных поручений, запрос и получение банковских выписок и т.д.
- Участие в разработке ЛНА (локально-нормативные акты) предприятия, системы документооборота. Составление унифицированных форм организации.
- Работа с облагаемой базой по применяемым в деятельности системам налогообложения, отдельным облагаемым налогам, сборам и прочим платежам.
- Расчет, начисление и уплата в пользу государства налогов, сборов, включая по обязательному страхованию в части ОПС, ОМС, ОСС (ВНиМ) и т.д.
- Разработка оптимальной системы оплаты труда, включая основные виды выплат, компенсационные, а также мотивационные и стимулирующие.
- Расчет и выдача зарплаты персоналу, отпускных, командировочных выплат, пособий, компенсаций, доплат, надбавок, премий, матпомощи и т.д.
- Составление и отправка в контрольные органы форм бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности.
- Участие в проведении инвентаризационных мероприятий имущества и обязательств компании.
- Работа с кредиторской и дебиторской задолженностью.
- Участие в проверках различного назначения – от внешних, проводимых контрольными органами (ИФНС, ПФР, ФСС, ГИТ, пр.). до внутренних аудиторских, инициируемых руководителем организации.
- Информирование руководства компании о состоянии дел в бухучете, возникновении сложных ситуаций, изменениях законодательства.
- Формирование и архивирование электронной базы данных предприятия.
- Исполнение поручений непосредственного руководителя.
- Исполнение прочих служебных обязанностей.
- Мониторинг изменений законодательства РФ, включая налоговое, бухгалтерское, трудовое и т.д.
Правила составления должностной инструкции
Унифицированной типовой формы на законодательном уровне не существует. Каждый работодатель вправе разработать собственный документ. При этом можно взять за основу один образец, и для разных специалистов утвердить отдельную инструкцию. Соответственно, условия будут различаться в зависимости от занимаемой должности. Структура, как правило, имеет следующий вид:
- Общие положения – здесь приводится, кому подчиняется специалист, какими знаниями должен обладать, какое образование иметь. Отдельно обозначается уровень знания законодательных документов, навыки владения компьютерными программами, базами данных и т.д.
- Права – в этом разделе указывается, в каких планерках и совещаниях может принимать участие специалист; какие предложения выносить на обсуждение руководству; какие виды документов запрашивать и подписывать. При необходимости повышения уровня квалификации уточняется частота прохождения обучения.
- Обязанности – максимально подробно требуется указать функционал специалиста. При этом для каждой категории бухгалтерских сотрудников устанавливаются свои обязанности в зависимости от выполняемой работы. Если несколько работников исполняют одинаковые функции, разрешается составить для них одну инструкцию. Если функционал разный, нужно исключить дублирование.
- Ответственность – здесь приводятся основные виды нарушений, за которые специалиста можно привлечь к ответственности. К примеру, это нарушение принятого в компании трудового распорядка; несоблюдение приказов руководства; причинение работодателю ущерба, включая материальный; разглашение информации, признанной конфиденциальной и т.д.
Персонал организации следует ознакомить с содержанием инструкций под личную роспись. Предварительно документ утверждается руководителем предприятия. Ставить печать на этой кадровой форме не требуется.
Должностная инструкция ведущего бухгалтера – пример
Для вашего удобства мы подготовили пример составления должностной инструкции. Документ разработан для рядового бухгалтера малого предприятия. Чтобы заполнить бланк «под себя», измените нужные пункты.