Должностная инструкция бухгалтера

Должностная инструкция бухгалтера – это документ, детально регламентирующий функциональные обязанности, права и ответственность специалистов отдела бухгалтерии предприятия. Такой кадровый документ должен составляться в целях координации работы любых специалистов – от рядовых бухгалтеров до главного и его заместителей. Чем детальнее прописаны в форме обязанности сотрудника, тем эффективнее будет его занятость.

В чем состоят должностные обязанности бухгалтера

Функционал специалиста может варьироваться в зависимости от отраслевой принадлежности организации, участка учета, формы собственности, налогового режима и т.д. В соответствии с нормами российского законодательства любое предприятие обязано обеспечить ведение учета, составление отчетности, расчет и уплату фискальных платежей. Общий перечень задач, стоящих перед бухгалтером, многообразен, особенно, когда речь идет о компании с ограниченным числом штатных сотрудников.

Основные функциональные обязанности бухгалтера:

  • Ведение бухучета имущества, денежных средств, обязательств организации, включая учет ОС (основные средства) и ТМЦ (товарно-материальные ценности), производственных затрат, издержек обращения, финансовых результатов хоздеятельности, расчетов и т.д.
  • Разработка и исполнение мер по соблюдению в организации высокого уровня финансовой дисциплины, рационального расходования денежных, трудовых, сырьевых и других ресурсов.
  • Прием, контроль, оформление, обработка первичной документации по различным участкам учета (счета-фактуры, счета, акты, товарно-транспортные и товарные накладные и т.д.).
  • Отражение на бухсчетах операций по движению денежных средств компании, основных средств, товарно-материальных ценностей.
  • Составление калькуляций расчета себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Выявление источников потерь и образования непроизводительных затрат, разработка мероприятий по их устранению.
  • Работа с банковскими учреждениями, в которых организацией открыты расчетные счета, включая оформление платежных поручений, запрос и получение банковских выписок и т.д.
  • Участие в разработке ЛНА (локально-нормативные акты) предприятия, системы документооборота. Составление унифицированных форм организации.
  • Работа с облагаемой базой по применяемым в деятельности системам налогообложения, отдельным облагаемым налогам, сборам и прочим платежам.
  • Расчет, начисление и уплата в пользу государства налогов, сборов, включая по обязательному страхованию в части ОПС, ОМС, ОСС (ВНиМ) и т.д.
  • Разработка оптимальной системы оплаты труда, включая основные виды выплат, компенсационные, а также мотивационные и стимулирующие.
  • Расчет и выдача зарплаты персоналу, отпускных, командировочных выплат, пособий, компенсаций, доплат, надбавок, премий, матпомощи и т.д.
  • Составление и отправка в контрольные органы форм бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности.
  • Участие в проведении инвентаризационных мероприятий имущества и обязательств компании.
  • Работа с кредиторской и дебиторской задолженностью.
  • Участие в проверках различного назначения – от внешних, проводимых контрольными органами (ИФНС, ПФР, ФСС, ГИТ, пр.). до внутренних аудиторских, инициируемых руководителем организации.
  • Информирование руководства компании о состоянии дел в бухучете, возникновении сложных ситуаций, изменениях законодательства.
  • Формирование и архивирование электронной базы данных предприятия.
  • Исполнение поручений непосредственного руководителя.
  • Исполнение прочих служебных обязанностей.
  • Мониторинг изменений законодательства РФ, включая налоговое, бухгалтерское, трудовое и т.д.

Занесение поправок в должностную инструкцию

Правила составления должностной инструкции

Унифицированной типовой формы на законодательном уровне не существует. Каждый работодатель вправе разработать собственный документ. При этом можно взять за основу один образец, и для разных специалистов утвердить отдельную инструкцию. Соответственно, условия будут различаться в зависимости от занимаемой должности. Структура, как правило, имеет следующий вид:

  • Общие положения – здесь приводится, кому подчиняется специалист, какими знаниями должен обладать, какое образование иметь. Отдельно обозначается уровень знания законодательных документов, навыки владения компьютерными программами, базами данных и т.д.
  • Права – в этом разделе указывается, в каких планерках и совещаниях может принимать участие специалист; какие предложения выносить на обсуждение руководству; какие виды документов запрашивать и подписывать. При необходимости повышения уровня квалификации уточняется частота прохождения обучения.
  • Обязанности – максимально подробно требуется указать функционал специалиста. При этом для каждой категории бухгалтерских сотрудников устанавливаются свои обязанности в зависимости от выполняемой работы. Если несколько работников исполняют одинаковые функции, разрешается составить для них одну инструкцию. Если функционал разный, нужно исключить дублирование.
  • Ответственность – здесь приводятся основные виды нарушений, за которые специалиста можно привлечь к ответственности. К примеру, это нарушение принятого в компании трудового распорядка; несоблюдение приказов руководства; причинение работодателю ущерба, включая материальный; разглашение информации, признанной конфиденциальной и т.д.

Персонал организации следует ознакомить с содержанием инструкций под личную роспись. Предварительно документ утверждается руководителем предприятия. Ставить печать на этой кадровой форме не требуется.

Должностная инструкция ведущего бухгалтера – пример

Для вашего удобства мы подготовили пример составления должностной инструкции. Документ разработан для рядового бухгалтера малого предприятия. Чтобы заполнить бланк «под себя», измените нужные пункты.

(Скачать пример) Должностная инструкция бухгалтера

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: