Дорожная карта по администрированию страховых взносов

Администрирование страховых взносов: последние новости

2017-01-25
Справочники
27 0

В 2016 году Президентом был утвержден Указ № 13 от 15.01.16, согласно которому решено передать администрирование страховых взносов в ФНС в целях повышения собираемости налоговых платежей. Полномочия коснулись расчетов по социальному, медицинскому и пенсионному страхованию в части сумм, начисленных с доходов персонала работодателем, а также фиксированных выплат ИП.

Основные изменения в администрировании страховых взносов

Контрольные функции по обеспечению своевременности сдачи отчетности и поступлений страховых сборов с 2017 года переданы в ФНС. В ведомстве ФСС оставлены только взносы по травматизму, определяемые в соответствии с присвоенным классом профессионального риска. Подобный алгоритм действий не нов для налогоплательщиков. До 2010 года существовал ЕСН (единый социальный налог), который объединял поступления по обозначенным выше платежам.

Как рассчитать страховые взносы от зарплаты

Дорожная карта по администрированию страховых взносов (Проект содержится в Письме № БС-4-11/1539@ от 02.02.2016 г.) включала следующие варианты названий для нового налога:

  1. ЕСВ (единый страховой взнос).
  2. ЕССС (единый социальный страховой сбор).

На практике глава 34, регулирующая порядок расчета сборов с 2017 года, именуется привычным образом – страховые взносы. Нововведения предусматривают возложение администрирования страховых взносов в ПФР, ОМС, ФСС «на плечи» налоговых органов, как и раньше. Главная цель – повышение собираемости платежей путем укрепления платежной дисциплины страхователей.

Реализация нормативов дорожной карты передачи администрирования страховых взносов привела к тому, что под контроль ФНС перешли следующие функции:

  • Ежемесячный сбор начисленных сумм по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию.
  • Проверка правильности определения налогооблагаемой базы, применения тарифных ставок, включая пониженные и льготные.
  • Осуществление сверок с налогоплательщиками.
  • Проведение камеральных и выездных проверок.
  • Создание ресурса единой базы данных по населению, включая информацию о регистрации различных актов гражданского состояния.
  • Контроль за соблюдением официально установленных сроков подачи расчетов и проверка правильности и полноты отражения данных.

Администрирование страховых взносов: последние новости

Фонды ФСС и ПФР продолжают свое существование, но фискальный функционал этих структур несколько сократился. Управление администрирования страховых взносов и персонифицированного учета частично передано налоговым органам, кроме отдельных видов отчетности и взносов, указанных выше. Как в действительности подобные перемены повлияют на работу субъектов хозяйственно-экономической деятельности с точки зрения нагрузки, пока сказать сложно. В целом нововведения обладают следующими преимуществами и недостатками:

Преимущества реформы страховых взносов:

  • Упрощение форм отчетности – вместо нескольких расчетов (4-ФСС, РСВ-1, 2, РВ-3) введена новая единая форма расчета по сборам.
  • «Прозрачный» контроль – свериться по сборам, выяснить вопросы возникновения переплат/недоимки и разъяснить сложные ситуации будет проще: с 2017 года администрирование в части социальных, медицинских и пенсионных платежей полностью переходит в юрисдикцию ФНС.
  • Оперативность взаимодействия – скорость работы и решения вопросов налогоплательщика повысятся, так как контрольный орган обращения теперь один.
  • Уменьшение количества возможных проверок – взносы объединены в единый расчет, следовательно, проверяющих действий за один и тот же отчетный период будет меньше.

Выходное пособие страховые взносы

Недостатки введения ЕССС:

  • Неотработанный механизм сбора ЕССС – как и все новые законы глава 34 еще не опробована на практике, поэтому страхователям потребуется время, чтобы разобраться во всех нюансах (КБК, реквизитах, отчетности и пр.), а контролирующим органам необходимо создать понятную единую систему работы.
  • Сокращение персонала – перераспределение функций повлечет увольнение старых работников (до 10 % от численности по мнению главы ПФР Антона Дроздова), а оставшимся понадобится переквалификация и/или дополнительное обучение.
  • Потребность в разработке нового ПО – изменения в законодательстве требуют создания актуальных программ и баз для отражения информации по сборам.
  • Сохранение обязательных отчетов в ФСС/ПФР – для налогоплательщиков остается обязанность по сдаче расчетов: по персонифицированным сведениям – в ПФР, по травматизму – в ФСС.

Вывод – с одной стороны, новый механизм расчетов социальных сборов поможет оптимизировать документооборот предприятия по ЕССС и облегчит процедуру взаимодействия с государственными органами. Однако на адаптацию понадобится время, ведь нарушение уже привычной и отлаженной системы вызовет сбои в момент переходного периода.

альтернативный текстЕсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться:

Добавить комментарий

Войти с помощью: