25 апреля 2018
Полная себестоимость
Для любого предприятия полная себестоимость производимой продукции является важнейшим показателем, используемым не только для оценки эффективности работы организации, но и для формирования цены товаров. Она включает в себя затраты, понесенные на всех циклах производства и те, что появились в результате сбыта продукции, ее транспортировки конечному оптовому или розничному покупателю.
Содержание
Понятие полной стоимости
Экономическая эффективность любого предприятия, производящего товары, определяется на основании сравнения полной себестоимости со среднеотраслевыми, плановыми показателями. Поэтому востребованность соответствующих вычислений переоценить невозможно. Полная себестоимость включает в себя все издержки, понесенные компанией для производства конечной продукции. Причем формируется она не только на основании производственных затрат, но и тех, что появляются в результате реализации продукции.
Определенного понятия себестоимости не существует. Это многогранный термин, включающий в себя сразу множество определений. И показатели этой себестоимости могут отличаться в рамках одного предприятия, производственного цикла и даже одного товара. Сначала формируется цеховая себестоимость, которая затрагивает лишь те затраты, которые несет конкретный рассматриваемый цех. Далее из цеховой себестоимости всех структур предприятия формируется производственная себестоимость. Сюда же включаются накладные расходы. А уже на их базе формируется полная себестоимость продукции, дополненная реализационными расходами.
Из всех видов себестоимости полная себестоимость считается наиболее широким понятием. Она включает в себя абсолютно все расходы, связанные не только с производством, но и с реализацией готовой продукции. Именно на основании этих затрат в последствии формируется ценовая политика предприятия.
Формула расчета полной себестоимости
В общем виде формула полной себестоимости выглядит следующим образом:
Полная себестоимость = Производственная себестоимость + Расходы на реализацию
На практике расчет себестоимости проводится на основании куда большего числа показателей. Так, расходы на реализацию могут включать в себя не один десяток статей затрат. Например, сюда включаются транспортировочные расходы на доставку товара до покупателя, рекламные затраты и даже коммерческие расходы.
Легче всего полная себестоимость продукции рассчитывается на предприятии, где производится одна разновидность товара. В этом случае достаточно суммировать все понесенные за рассматриваемый период расходы и разделить на количество произведенной продукции. Однако часть продукции может быть не реализована или часть расходов уходит на продажу изделий, изготовленных в другие периоды.
На практике предприятия обычно занимаются производством сразу нескольких видов продукции. В этом случае распределить общие расходы бывает сложно. И тогда полная себестоимость продукции определяется одним из следующих методов:
- позаказный;
- попроцессный;
- попередельный.
Они отличаются друг от друга не только методикой и формулой расчета, но и объектом. Так, например, если себестоимость рассчитывается для производства, то объектом будет готовая продукция (штуки, килограммы, метры и так далее). У транспортных компаний объектом будут выступать уже тонно-километры или рейсы, а у предприятий энергетической промышленности – киловатт-часы.
Применимость того или иного метода расчета определяется каждым предприятием индивидуально. Здесь играет роль специфика работы, сфера, индивидуальные особенности. Например, организации, оказывающей рекламные услуги, использовать попередельный или попроцессный методы не имеет смысла. Полная себестоимость на таких предприятиях обычно рассчитывается позаказным методом.
Вне зависимости от метода, полная себестоимость всегда включает прямые и косвенные, постоянные и переменные расходы. Причем разделять их при проведении расчетов необязательно. Однако сложности могут возникнуть при делении косвенных затрат на себестоимость различной продукции, производимой в рамках одного предприятия. В этом случае используются заранее рассчитанные для конкретной компании пропорции.
Полная себестоимость в бухгалтерском учете
Полная себестоимость включает в себя прямые и косвенные затраты производства. Прямые отражаются в бухгалтерском балансе в дебете 20 счета и кредите 10, 60, 69, 70 и других счетов. Вспомогательные же затраты формируются на дебете счета 23, а по окончанию периода выводятся на дебет 20 счета по проводке Д20 – К23.
Для косвенных затрат предусмотрены дебеты счетов 25, 26 и 28. Они также закрываются переносом на дебет 20 счета, а после – на дебеты счетов 41, 43 и 90.
Проведя расчеты на основании сведений баланса грамотный экономит сможет оценить, насколько прибыльно производство того или иного продукта для предприятия, имеет ли смысл заниматься этим направлением дальше или его стоит свернуть.