09 июля 2017
Правила оформления личных дел работников
Кадровые правила оформления личных дел работников связаны со сбором и систематизацией данных относительно трудовой деятельности персонала. Что представляют собой подобные документы? Кто из работодателей обязан вести оформление сотрудников подробным образом? Рассмотрим все нюансы далее.
Содержание
Оформление приема на работу – трудовое право
Точного определения личного дела в трудовом законодательстве РФ не существует. Однако в нормативно-правовых актах подобный термин употребляется неоднократно. В соответствии с ГОСТом о Делопроизводстве Р 51141-98 оформление работника на место занятости, включая оформление пенсионера на работу, оформление сотрудника на полставки, предполагает составление личного дела – совокупность документов об образовании, подготовке, квалификации, стаже физлица.
Обратите внимание! Не требуется формирование личных дел при оформлении сотрудника без трудовой книжки – подобное трудоустройство является неофициальным, следовательно, не регулируется на законодательном уровне.
Вести личные дела, в отличие от обязательных для всех работодателей личных карточек (порядок оформления работника у ИП совпадает с порядком принятия персонала в штат у юридических лиц), обязаны не все предприятия, а только некоторые. К последним относят следующие категории нанимателей:
- Госорганизации согласно требованиям нормативных актов.
- Мунициальные предприятия.
Ни ТК, ни прочие законы не предъявляют к коммерческим структурам и предпринимателям обязанности по составлению личных дел – оформление работника на неполный рабочий день исключением не считается. По желанию работодатель может самостоятельно организовать работу с такими документами для получения исчерпывающих данных о своих работниках.
Совместительство профессий, должностей – понятие, порядок оформления
Как работать по совместительству, оформление зависит от характера занятости, интересует всех, кто устраивается на работу в собственную или стороннюю организацию. В первом случае совместительство носит внутренний характер и требует заключения отдельного трудового договора (ТД) без предъявления дополнительной документации. Во втором случае совместительство называется внешним, а кадровое делопроизводство ведется в полном объеме, с подписанием индивидуального ТД.
При этом работа по внутреннему совместительству, оформление ведется по нормам ТК, с соблюдением установленной максимальной продолжительности рабочего дня (не больше 4 часов ежедневно), отличается упрощенной процедурой. Если на работу не оформляют официально, запись в трудовой книжке также не выполняется.
Оформление отдельных категорий работников — нюансы:
- Оформление визовых иностранцев на работу – зависит от статуса гражданина, места и времени его пребывания.
- Оформление стажировки при приеме на работу – трудовой договор заключается на срок стажировки, оплата за труд начисляется согласно штатному расписанию работодателя. В обязательном порядке делается запись в трудовую книжку.
- Оформление инвалида 2 группы на работу – предусматривает ограничение сокращения времени работы (не более 35 часов в неделю по стат. 92 ТК).
- Оформление по совместительству на полную ставку – не допускается по стат. 284 ТК.
- Удаленная работа: оформление по ТК – предусматривается заключение электронного ТД по стат. 312.2 ТК.
- Оформление сотрудника по гражданско-правовому договору – не должно иметь явных признаков трудовой деятельности специалиста.