07 декабря 2017
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
В бухгалтерской практике существует несколько форм ведения деятельности на предприятии. Наиболее широкое применение нашла журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. Основная задача системы – прозрачность, достоверность, доступность информации, отраженной в ведомостях. Любое Российское предприятие вправе самостоятельно выбирать метод ведения деятельности и вносить его в приказ об учетной политике. Данная система реализована в компьютерных программах, что облегчает процесс ведения хозяйственных движений по счетам и составления промежуточной отчетности.
Содержание
Характеристика системы
Учетные ордера представляют собой бланк с отдельными листами, содержащими таблицы, куда вносятся данные по каждому счету и их связанные корреспондирующие субсчета. Журнально-ордерная система ведения бухгалтерского учета позволяет бухгалтерам сформировать накопительную и отследить кредитовое движение основных хозяйственных действий. Итоговые цифры за месяц служат основой для формирования периодической отчетности.
В соответствии с Приказом №34н бланки разрабатываются и предлагаются для использования Министерством финансов РФ. При этом существует возможность компании самостоятельно разработать формат документа, но характеристика собственных бланков должна отвечать установленным требованиям законодательства. Журнально-ордерная форма учета – это система ведения деятельности, в основу которой входит применение накопительных таблиц, при этом отображение числовых значений производится по шахматной схеме. Характеристика журнально-ордерной формы бухгалтерского учета заключается в группировании собранных данных за текущий месяц, построение которой начинается со сбора первичной документации и внесения полученных цифр в специально-разработанные бланки и вспомогательные накопительные таблицы.
Признаки построения
Ордерный бухучет преследует несколько целей и задач. В основу построения журналов-ордеров положен признак:
- сведения отображаются в хронологической очередности и только по кредитовому обороту определенных субсчетов вместе с корреспондирующими дебетовыми субсчетами;
- указание в документации отдельных процедур, позволяющих формировать и вести контроль промежуточной отчетности и баланса по результатам года;
- соединение в единое целое записей, как по синтетическим счетам, так и в разрезе по аналитике;
- использование взаимосвязанных учетных документов;
- использование бух. документов, где заранее включены корреспондирующие субсчета, показатели, позволяющие составить промежуточную отчетность и номенклатура статей баланса по аналитике;
- исключить утечку сведений, а также исключить расхождение показателей в отчетных формах;
- заполнение информации по итогам текущего месяца.
Ознакомившись с вышеперечисленными признаками, можно твердо сказать, что в основу построения месячных журналов-ордеров положен основной признак – это обеспечить достоверность, прозрачность и доступность сведений для формирования дальнейшей отчетной документации.
Формирование учетных регистров
Разработанная и представленная Минфином РФ журнально-ордерная бухгалтерская форма имеет основную сущность, представляющуюся группированием и накоплением денежных значений согласно первичным документам. Записи совершаются строго в хронологической очередности. При формировании журналов очень часто имеется очень большой объем информации в разрезе по аналитике, что затрудняет процесс отражения их в документе, поэтому для полного раскрытия соответствующих показателей используются вспомогательные регистры. Например:
- накопительная ведомость;
- инвентарные карточки основных средств;
- журналы регистрации операций;
- амбарные книги для отражения производственных затрат и поступлений;
- различные таблицы и расшифровки операций.
Итоговые показатели по вышеперечисленным документам вносятся в журнальный учет по каждому рабочему дню. Но, если по какому-либо счету за 2-3 дня проходит менее десятка операций, то журнально-ордерная форма аналитического и синтетического бухгалтерского учета, пример заполнения позволит бухгалтерам избежать ошибок при ее формировании, допускает отражение в одной строке сведений за несколько рабочих дней. Но при этом нужно учитывать, что в графе «дата» необходимо указать начальное число формирования записи и конечное.
Строение периодической отчетности проходит в несколько этапов, первым из которых является сбор первичной документации и отражение полученных по ним числовых значений в документации. После составляется ордер в разрезе по аналитике и в совокупности по счетам, что служит основой для заполнения главной книги в конце отчетного месяца. Только выведенные кредитовые и дебетовые обороты и сальдо могут положить базу для формирования баланса, который отражает обобщенную информацию по всем активам и статьям предприятия.