14 ноября 2017
Задачи инвентаризационной комиссии
Инвентаризация – это особая процедура, проводимая с регулярной периодичностью на каждом предприятии. Порядок проведения инвентаризации закреплен положениями ФЗ №402, для ее проведения на предприятии создается постоянно действующая комиссия. Задачи инвентаризационной комиссии – осуществить проверку остатков всех имеющихся на балансе активов. Процедура позволяет обеспечить контроль ценностей и имущества организации, а создать условия, и гарантировать достоверность проверки – это приоритет инвентаризационной комиссии.
Состав комиссии
Все необходимые для выполнения в ходе проверки задачи и состав инвентаризационной комиссии утверждается директором предприятия. Перед проверкой создается соответствующий приказ, где определяются сроки процедуры, объем задач, порядок действий и состав комиссии. Документ обязательно регистрируется в журнале учета исполнения приказов.
В состав инвентаризационного комитета входят:
- сотрудники бухгалтерской службы, в частности специалист материального отдела и главный бухгалтер;
- представитель администрации;
- сотрудники, выполняющие работу по ведению внутреннего аудита;
- сотрудники независимых аудиторских организаций;
- служащие иных структур и подразделений предприятия.
Стоит отметить, что члены комиссии могут участвовать сразу в нескольких составах, например, по списанию ТМЦ, по оприходованию материалов и т.д.
Важный нюанс, который необходимо учитывать при формировании членства комитета – это то, что материально-ответственные фигуры не могут входить в инвентаризационный состав, эти лица вправе только наблюдать за ходом процедуры.
Кроме инвентаризации ТМЦ в обязанности инвентаризационной комиссии входит опись ценных активов и фин. обязательств. Если на предприятии имеется данный перечень имущественных прав, то в членство обязательно включается главный бухгалтер.
Председателем комитета могут назначаться руководители отдела, главный бухгалтер или директор компании. Если руководитель – это председатель инвентаризационной комиссии, обязанности его заключаются только лишь в управленческих вопросах, а контроль выполнения требований возлагаются на главного бухгалтера.
При необходимости приказом руководителя может быть назначен рабочий состав комитета. Его отличие в том, что туда входят производственные рабочие, которые могут достоверно оценить качество и эксплуатационное состояние некоторых объектов, а при необходимости дать заключение о непригодности и рациональности списания того или иного имущества.
Функции комиссии
В обязанности и функции комиссии входит довольно обширный объем работ, который требует четкого понимания и представления процедуры инвентаризации. Функции инвентаризационной комиссии следующие:
- снятие фактических остатков ТМЦ, денежных средств в кассе, ценных бумаг, незавершенного строительства, и другого имущества компании;
- в совместной работе с работниками бухгалтерии определяют итоги проверки и дают рекомендации по учету излишек и недостач;
- предлагают к рассмотрению варианты улучшения условий хранения, отпуска и получения ТМЦ, усиления контроля учета, а также рекомендации по реализации или списанию ненужного имущества компании;
- формируют протокол инвентаризации, где отображается состояние складов и подразделений, где хранятся товары и материалы;
- ответственность за порядок осуществления проверки, за ее периодичность и сроки, которые должны выполняться в соответствии с приказом директора.
После завершения инвентаризации составляется протокол инвентаризационной комиссии, где отображаются итоги проверки. При наличии излишек или недостач, определяются виновные лица, и производится расчет компенсации убытков. Если виновные лица отсутствуют, недостачи списываются с баланса учреждения, а излишки приходуются, как вновь принятые материалы. Протокол подписывают исключительно все члены инвентаризационной комиссии, и дается на рассмотрение руководителю предприятия.