12 апреля 2018
Утилизационный сбор на полуприцепы
Утилизационный, или как его еще называют, экологический сбор будет направляться на утилизацию автотехники, когда придет срок ее списания. Полуприцепы не попали под обложение утилизационным сбором при первичном введении платежа. Однако в 11 редакции Постановления Правительства РФ №1291 от 26 декабря 2013 года, которая введена в действие с 1 апреля 2018 года, в содержании текста упоминаются и прицепы. Давайте выясним, в каких случаях владельцам прицепов придется оплачивать сбор, как его правильно рассчитать и уплатить.
Содержание
Классификация прицепов
При определении категорий транспорта в России используют Технический регламент таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, которым руководствуется автоинспекция при проверке технического состояния автомобилей.
Согласно регламенту, прицепы и полуприцепы к легковым и грузовым автомобилям относятся к специальной категории О транспортных средств. Прицепы разделяют в зависимости от максимальной нагрузки по соответствующим группам:
- O1 – прицепы, с максимальной массой не более 0,75 т;
- O2 – прицепы, с технически допустимой максимальной массой свыше 0,75 т, но не более 3,5 т;
- O3 – свыше 3,5 т, но не более 10 т;
- O4 – прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 т.
Сущность утилизационного сбора на прицепы
Утилизационный сбор на прицепы и полуприцепы подразумевает, что по окончании срока эксплуатации техника будет утилизирована за счет бюджетных средств. Таким образом минимизируются выбросы в атмосферу, улучшается экологическое состояние внешней среды. На государственном уровне разрабатывается создание утилизационной инфраструктуры.
С момента внесения поправок к закону «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 года, а именно введения утилизационного сбора речь о прицепах не велась. С февраля 2016 года Постановлением Правительства введен в действие утилизационный сбор на прицепы и самоходные машины. Причем ставки сбора оказались просто неподъемными, стоимость на новую технику возрастала не менее чем на 10%, а на подержанную – в некоторых случаях в 1,5-2 раза. В результате чего импортеры и производители спецтехники притормозили импорт и выпуск продукции.
Базовая ставка на прицепы – 150 тыс. рублей. К ней применяются поправочные коэффициенты в зависимости от мощности и года выпуска техники. Автомобильный прицеп к легковому транспорту при цене в 80 тыс. рублей, с учетом ставки сбора 2,2 стал стоить 330 тыс. рублей. Прицепы для грузовиков подорожали с 700 тыс. рублей до 1,2 млн.
Ставка утилизационного сбора на полуприцепы
Бизнесмены письменно обращались к Президенту России с просьбой пересмотреть размер утилизационного сбора на полуприцепы. В итоге Постановлением Правительства №401 от 11 мая 2016 года были внесены изменения в Постановления № 1291 от 26 декабря 2013 года и № 81 от 6 февраля 2016 года. В перечне видов транспортных средств и прицепов, по которым начисляется утилизационный сбор, остались только тяжеловесные прицепы с максимальной грузоподъемностью более 10 тонн.
Утилизационный сбор на прицепы в 2018 году рассчитывается на полные прицепы, полуприцепы и прицепы с центральной осью по одинаковой схеме:
- если прицепы и полуприцепы выпущены не более 3-х лет назад, ставка — 0,5;
- более 3-х лет – 8,05.
С учетом базовой ставки, за тяжелый новый прицеп придется заплатить 75 000 рублей утилизационного сбора, за бывший в использовании – 1 207 500 рублей.
Если прицеп имеет массу, меньше 10 т, утилизационный сбор не уплачивается.
Механизм уплаты сбора
Плательщиками утилизационного сбора на полуприцепы с 2018 года выступают:
- российские производители;
- импортеры зарубежной техники;
- частные лица при покупке подержанных прицепов, на которые не оплачивался утилизационный сбор.
Юридические лица-производители отечественного автопрома обязаны после регистрации спецтехники и получения паспорт транспортного средства или самоходной машины подать соответствующий расчет утилизационного сбора в налоговую инспекцию, и оплатить его не позднее чем через 45 дней с момента регистрации техники.
Форма расчета по утилизационному сбору для колесных ТС и прицепов к ним утверждена Приказом №ММВ-7-3/577от 24 октября 2016 года, для самоходных машин и прицепов – Приказом №ММВ-7-3/578 от 24 октября 2016 года.
Крупнейшие производственники могут рассчитывать на государственную поддержку в виде субсидий и компенсаций расходов на утилизационный сбор.
Предприятия, которые осуществляют импорт прицепов, уплачивают утилизационный сбор при пересечении товара границы, совместно с НДС и таможенными пошлинами.
Штамп об оплате сбора ставят органы, ответственные за его контроль в разделе особых отметок ПТС. Покупатели обязаны проверить наличие отметки при покупке прицепов. В большинстве случаев нет необходимости производить платеж в момент приобретения ТС.
Но существует ряд исключений. Некоторые категории граждан согласно российскому законодательству освобождены от уплаты утилизационного сбора. Но при продаже транспорт, на который не был уплачен сбор, подлежит обложению утилизационным сбором.
Не применяется экологический сбор на транспортные средства, приобретенные следующими категориями населения:
- переселенцами, беженцами;
- работниками консульств, дипломатических представительств, и членам их семей;
Освобождены от обложения сбором раритетные экземпляры, выпущенные более 30 лет назад, которые сохранили оригинальную комплектацию, а также транспортные средства, не включенные в перечень, согласно Постановлениям правительства РФ №1291 и №81.
Бухгалтерский учет утилизационного сбора на полуприцепы с 2018
В бухгалтерском учете расходы по утилизационному сбору отображаются в периоде начисления. Отнесение на расходы в периоде фактической выплаты является нарушением налогового законодательства с целью занижения себестоимости готовой продукции.
Начисление сбора отражается по кредиту счета 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами. Погашение задолженности в момент оплаты перекрывает счет по дебету. Некорректно использовать для корреспонденции счет 68 Расчеты по налогам и сборам, так как утилизационный сбор не соответствует определению сбора, согласно главе 8 НК РФ.