16 октября 2017
Социальное партнерство в сфере образования
На сегодняшний день понятие социальных партнерств применительно не только по отношению к непосредственной организации трудового процесса, но и к образовательной деятельности. Организация социальных партнерств в сфере образования ориентирована на те же цели, что и партнерства между представителями работников и объединениями работодателей. В первую очередь, это возможность сотрудничать, учитывая при этом интересы и потребности каждой заинтересованной стороны.
Тем не менее, несмотря на значимость, социальное партнерство в сфере образования не имеет под собой собственной нормативно-правовой базы. Вследствие этого, опираться при заключении договоров следует на предложенные разделом вторым Трудового кодекса положения.
Принципы социального партнерства в образовании
В связи с тем, что по своей сути соцпартнерства в сфере образовательной деятельности не имеют индивидуальной разработанной законодательной базы, при определении принципов взаимодействия сторон и их организации следует обратиться к ст. 24 ТК РФ.
В отношении образовательной деятельности применимы следующие принципы:
- Предоставление равных прав каждому участнику соцпартнерства, а также взаимное уважение сторон договора;
- Общая заинтересованность в результатах, полученных по итогам деятельности социальных партнерств;
- Возможность каждой стороны обсуждать интересующие вопросы. Суть данного принципа заключается, прежде всего, в возможности обратиться к другой стороне партнерства для обсуждения той или ной проблемы и поиска решений;
- Принятие всех решений осуществляется на добровольной основе и не предусматривает никакого давления для получения одной из сторон нужного результата;
- Каждая сторона несет индивидуальную ответственность за свои действия, связанные с исполнением требований действующих коллективных соглашений соцпартнерств. В том случае, если одна сторона нарушила установленные требования, в отношении нее допускается применение воздействия.
В связи с тем, что организация социальных партнерств в сфере образовательной деятельности имеет свою специфику, возможность четко определить и регламентировать вероятные стороны взаимоотношений отсутствует. Однако некоторая особенность все же существует — в качестве одной из сторон всегда будет выступать образовательная организация. Какого уровня? Зависит от целей и направлений создания социального партнерства.
Какие задачи и цели преследует организация социальных партнерств в образовательной сфере? Какие бы образовательные учреждения не подписывали договор, самой важной задачей соцпартнерства будет являться повышение эффективности процесса получения знаний, а также качества образования в целом.
На практике соцпартнерства в области образования представляют собой не что иное, как один из видов сотрудничества на договорной основе. Соответственно, для того чтобы отношения между образовательным учреждением и коммерческой организацией были правомерны, необходимо составить и подписать договор.
Немаловажную роль при партнерстве оказывают органы госвласти. Именно на этот институт возлагаются обязанности по сбору информации, обобщению данных по конкретному региону, проведению аналитических мероприятий, а также построению прогноза развития экономики, востребованности той или иной категории специалистов, возможности самостоятельного поиска работы или выявления необходимости поддержки молодых выпускников.