18 марта 2019
Расширение возможностей государственных предприятий на закупки по 223-ФЗ
Второй принятый Федеральный Закон в сфере государственных закупок за последние несколько дней. В этот раз под наш «обзор» попадёт Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ. Данный закон вносит изменения в условия организации государственных закупок по 223-ФЗ в отношении ряда государственных организаций.
Содержание
В чём отличия от того что было раньше?
Для информации. На данный момент действует два основных Федеральных Закона регламентирующих деятельность в сфере государственных и муниципальных закупок. Рассмотрим каждый из них по отдельности.
- 43 – Федеральный Закон. Данный федеральный закон служит для обеспечения в большей степени нужд органов управления, либо стратегических предприятий, находящихся на постоянном бюджетном финансировании. Это обусловлено тем фактом, что источником средств в данном случае является федеральный бюджет, и именно из него расходуются деньги на обеспечение данной государственной закупки. Стоит также отметить и то, что условий по данному закону в отличии от 223-ФЗ на много строже, как в плане требований к товару, так и в плане исполнения обязательств по его поставке и конечному качеству.
- 223 – Федеральный Закон. В соответствии с данным законом в основном осуществляются закупки более мелких государственных организаций, деятельность которых подразумевает получение прибыли. Это обусловлено тем, что деньги на обеспечение закупки по 223-ФЗ выделяются из собственного бюджета организации. Требования по 223-ФЗ мягче, а всё это из-за необходимости создания индивидуальных возможностей в плане требований к заказу.
Ранее была достаточно спорная ситуация, поскольку Государственные Унитарные Предприятия (ГУП”ы) и Муниципальные Унитарные Предприятия (МУП”ы) хоть и имеют главную цель перед собой в виде получения прибыли, но её владельцами по сути не являются. Все деньги, которые они зарабатывают – принадлежат государству, а следовательно – долгое время было непонятно, раз данные организации зарабатывают деньги ДЛЯ государства, то как они могут совершать закупки по 223-ФЗ?
Закон от 29 июня 2018 года поставил точку в этом вопросе. Теперь все Государственные Унитарные Предприятия и Муниципальные Унитарные Предприятия имеют законные основания на проведение государственных закупок, и их обеспечение согласно правилам 223 Федерального Закона, используя для этого те средства, которые они получили в ходе своей основной деятельности.
Есть ли иные ограничения?
На данный момент законодателем установлено только одно ограничение, связанное с новым положением закупок Муниципальных и Государственных Унитарных Предприятий по 223-ФЗ. Выражено оно в том, что для обеспечения гласности и возможности проверки хода ведения государственных закупок, вся процедура должна проходить исключительно на установленных электронных площадках. Использование процедуры «вскрытия конвертов» при данных закупках не допускается.
Плюсы и минусы нововведения
В первую очередь выиграем мы, обычные налогоплательщики. Предприятия имеют собственные средства в распоряжении, полученные входе своей непосредственной деятельности. Теперь они будут тратить их, а не использовать бюджетные средства для обеспечения своих нужд.
К минусам можно отнести то, что все закупки будут осуществляться по 223-ФЗ. Данный закон очень гибкий, и исполнитель может указать не только спецификации нужного товара, но даже нужную марку и производителя (хотя на рынке может иметь более дешёвый аналог, и если закупка проходила бы по 43-ФЗ – контрагент смог бы использовать его для обеспечения поставок по данной закупке.
С другой стороны, государственный контроль в этой сфере в последнее время очень усилился, это видно даже по тому факту, что за последние несколько дней мы увидели целых два новых закона, достаточно сильно меняющие сферу государственных и муниципальных закупок «к лучшему».
Заключение
Осталось лишь проверить данную инициативу временем. Если предприятия в полной мере будут справляться с поставленными обязанностями по обеспечению государственных закупок, без превышения своих должностных полномочий, мы сможем сэкономить огромное количество бюджетных денег, которые ранее расходовались на мой взгляд не эффективно.