14 ноября 2017

Порядок проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации

В современном мире рынок инвестиций является одним из самых рискованных, но и самых прибыльных. Компании стараются вкладывать свои средства в новые проекты, в ценные бумаги и другие активы, которые смогут в будущем принести доход. Есть множество направлений, которые занимаются изучением инвестирования. Но, в первую очередь, каждое предприятие должно знать, что финансовые вложения необходимо не только осуществить правильно, но и еще отразить в учете, не нарушая международных стандартов учета.  И одним из этапов учета является провидение систематической инвентаризации. И многих бухгалтеров волнует насущный вопрос: как проводиться инвентаризация и как ее оформлять.

Инвентаризация финансовых вложения: для чего необходима

Процесс инвентаризации необходимо начинать с определения целей и задач, которые ставятся перед этой процедурой. Сама инвентаризация инвестиций проводиться с целью проверки наличия всей необходимой документации, подтверждающей факт приобретения финансовых вложений, а также корректности и правильности формирования первоначальной стоимости такой учетной номенклатуры.

Но такая проверка не может быть осуществлена просто так, существуют правила проведения инвентаризации, соблюдение которых необходимо в обязательном порядке на предприятия. И первое, с чего стоит начать – это создание инвентаризационной комиссии. В состав могут входить разные уполномоченные группы, но в обязательном порядке участие в проведении инвентаризации принимает главный бухгалтер. Приказ о назначении инвентаризационной комиссии подписывает руководитель предприятия.

Проведение инвентаризации также проводится на предприятии в разрезе финансовых активов, которые есть на балансе компании. И по итогу проверки каждого участка формируются сводные результаты инвентаризации.

Отвечая на вопрос: как проходит инвентаризация, нельзя не раскрыть вопрос видов ФВ. К ним относятся:

  1. Ценные бумаги, в частности, акции и облигации;
  2. Выданные третьим лицам займы под процент;
  3. Депозитные счета в финансовых учреждениях;
  4. Вложения в уставный фонд другого юридического лица;
  5. Полученная дебиторская задолженность, по которой третье лицо должно вернуть долг.

Финансовые вложения

Когда формируется порядок проведения инвентаризации, то в обязательном порядке учитывается факт того, что каждый участок проверки имеет свою специфику за счет наличия у данных вложений своих специфических особенностей.

В результате, последовательность проведения инвентаризации ФВ выглядит следующим образом:

  1. Определение состава инвентаризационной комиссии. Подписание приказа о ее формировании;
  2. Формирование плана. Составляется схема проведения инвентаризации, где кратко описывается какие участки учета будут проверяться, кто это будет осуществлять, в какие дни и т.д.;
  3. Непосредственное осуществление проверки ответственными за это лицами;
  4. Формирование отчетной документации – актов инвентаризации;
  5. Ошибки при проведении инвентаризации и их последствия анализируются и максимально устраняются.

Когда организация проведения инвентаризации завершена, то непосредственно переходят к ее провидению. Кстати, на предприятии может быть инструкция по проведению инвентаризации, где будут представлены общие правила проведения инвентаризации и порядок инвентаризации именно для этой компании. Инструкция подписывается главным бухгалтером и руководителем.

Инвентаризация в разрезе видов ФВ: как проводить

Регламент инвентаризации предполагает, что отдел или уполномоченное лицо, с которым будет проведена проверка, то есть места учета должны получить уведомление о проведении инвентаризации, где будет указана дата, цель, номенклатура проверки.

В назначенное время инвентаризационная комиссия приходит на объект проверки и начинает ее осуществлять. Как правило, участники проверки разделяют полномочия и проверяют разные участки финансовых вложений: кто-то ценные бумаги, а кто-то вклады в предприятия. Но общий порядок проведения инвентаризации и правила инвентаризации не запрещают, чтобы каждый участок сразу проверяла вся комиссия.

Порядок провидения инвентаризации в организации подразумевает на первом этапе проверку всей необходимой документации. Так при проверке кредитов, которые выданы третьим лицам, осуществляют проверку наличия кредитных договоров, наличию в документах всех необходимых реквизитов. Во всех документах должны быть подписи, печати, штампы и т.д.  Комиссия смотрит, реально ли кредиты выданы под процент, и можно ли такой займ по ПБУ 19-02 отнести к вложениям.

Многих волнует вопрос: как провести инвентаризацию на предприятии, если ФВ является инвестированием в уставный фонд другого предприятия.  В этом случае порядок проведения инвентаризации на предприятии подразумевает проверку выписок банка по перечислению денежных средств на счета компании, наличию соответствующих договоров. Проверить больше, чем документы, вряд ли удастся.

Технология провидения инвентаризации также в обязательном порядке подразумевает проверку ценных бумаг. Это главный этап проверки. Конечно, если такие активы есть на балансе. Главное – проверить наличие всех ценных бумаг. Кстати, если ЦБ хранятся не в кассе предприятия, то техника проведения инвентаризации предполагает взаимную сверку актов взаиморасчетов с тем финансовым учреждением, где они хранятся. Банк должен по поступившему запросу дать официальный ответ о количестве хранящихся ЦБ, о их виде, стоимости и т.д. Такие справки и акты подкрепляются к результатам инвентаризации.

Когда осуществлена проверка фактического наличия всех документов, обязательно проверяют корректность формирования первоначальной стоимости ФВ, поскольку именно по такой стоимости активы отражаются во всей отчётной документации.

Результаты проверки

Таким образом, порядок проведения инвентаризации кратко был рассмотрен, и остается еще один вопрос: что делать с результатами? Результаты в обязательном порядке оформляются актами инвентаризации, где отражаются также найденные излишки или недостачи. Последствия инвентаризации могут быть плачевными в том случаи, если выявлены недостачи. В таком случае понесенные компанией убытки будут отнесены на виновное лицо, которое и будет обязано компенсировать такую нехватку. В случаи же появления излишков, они должны быть оприходованы.

Периодически могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. В данном случаи контрольные проверки инвентаризации подразумевают под собой проверку правильности составления итогов инвентаризации, результатов учета излишков и недостач, корректность провидения самой проверки и т.д.

Таким образом, ответ на вопрос: как проводить инвентаризацию, раскрыт, и главное здесь  — это соблюсти закон и общий алгоритм действий. И тогда никаких вопросов не должно возникнуть.

Добавить комментарий

Авторизация

Авторизация

*
*
Регистрация

Регистрация

*
*
*
*

Генерация пароля