19 марта 2017
План счетов бухучета
Существует специальный документ, на основании которого организации ведут свои рабочие планы счетов бух. отчетов. Этот документ – план счетов бухучета. В нем все бух. счета обладают своим числовым обозначением и распределяются по объектам в соответствие с целями учета.
Содержание
Что это такое
План счетов является основой ведения бухучета.
Он гарантирует:
Централизованное управление отчетами и учетом;
- Контроль за точностью и верностью ведения отчетов и учета, а также за применением имущества фирмы;
- Компании различных сфер деятельности могут легко взаимодействовать друг с другом;
- Сбор необходимых сведений по стране, субъектам РФ, а также конкретным фирмам – это является основой для проведения анализа организаций на различных уровнях;
- Большое число вариантов отображения в счетах похожих действий;
- Выполнение и использование отчетности всеми фирмами в обязательном порядке;
- Сокращение возможности допущения ошибок в отчетности.
Структура плана
Основой плана счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организации являются синтетические счета. Каждый счет имеет свой номер, их ведение является обязательным. Вторую часть плана составляют субсчета (их нумерация является необязательной).
План счетов разделен на восемь разделов:
- Внеоборотные активы (01-09). Предназначением этого раздела является обобщение сведений об активах фирмы: введение в пользование, выбытие, начисление амортизации и прочее.
- Производственные резервы (10-19). В нем отображаются сведения о предметах труда, которые нужны для хозяйственных потребностей и изготовления продукции. Основой этого раздела являются материалы.
- Расходы на изготовление продукции (20-39). Данный раздел предназначен для обобщения сведений о затратах на деятельность фирмы (за исключением продажи). В нем рассчитывается себестоимость услуг и продукции.
- Готовая продукция и товары (40-49). В этом разделе учитываются сведения о наличии, а также о движении товаров компании.
- Денежные средства (50-59). Этот раздел предназначен для того, чтобы обобщать сведения о денежных ресурсах фирмы (в рублях и ин. валюте). Данные ресурсы могут быть как в наличной, так и безналичной форме.
- Расчеты (60-79). В этом разделе отражаются все расчеты компании с другими фирмами, а также собственными работниками.
- Капитал (80-89). Счета из данного раздела применяются для обобщения сведений о движении капитала фирмы.
- Фин. результаты (90-99). Этот раздел является подведением итогов деятельности компании в экономических показателях за конкретный период времени. Он формирует резервы, а также обобщает прибыль и затраты.
Инструкция по использованию
Инструкция по использованию типового плана счетов бухучета является документом, содержащим в себе единые для всех компаний требования, которые затрагивают порядок ведения плана во всех фирмах, вне зависимости от их юридических форм.
Данная инструкция подробнейшим образом описывает основные счета, а также открываемые к ним субсчета:
- Предназначение конкретного счета;
- Его состав и сущность;
- Порядок формирования счета.
Принимая во внимание следующие положения, организации могут разработать собственный план счетов бухучета:
- Использование оптимального числа бух. счетов;
- План должен разрабатываться на длительный период времени;
- План счетов должен иметь возможность внесения корректировок.