16 ноября 2017
Инвентаризация в бухгалтерском учете
Каждая организация должна регулярно проводить контроль соответствия бухгалтерских данных с фактическим состоянием активов. Инвентаризация в бухгалтерском учете – это метод сопоставления сведений, обеспечение правильности хранения и эксплуатации имущественных объектов, ТМЦ, ценных бумаг, денежных средств и финансовых обязательств.
Содержание
Что входит в понятие инвентаризации?
Контроль сохранности имущества компании основан на качественном и достоверном проведении проверки его фактического состояния. Благодаря инвентаризации бухгалтер может своевременно определить расхождения, ликвидировать данные погрешности в расчетах и исключить риск их дальнейшего образования. Инвентаризационная проверка относится к методу ведения бухучета на предприятии. Документация и инвентаризация непосредственно связаны между собой, ведь все результаты проверки должны быть отражены соответствующим образом. Документы подтверждают или исключают неточности в балансе, журналах синтетического и аналитического учета.
Порядок и правила ведения процедуры закреплены законодательством, а именно Приказом Минфина РФ №49. В приказе определены условия для проведения проверки, виды инвентаризации в бухгалтерском учете, а также формы документов, отражающих результаты каждого этапа.
Перед ревизией обязательно издается приказ, где устанавливаются сроки процедуры, перечень групп объектов и состав комиссии. Стоит сказать, что в комиссию не включаются материально-ответственные лица, но в обязательном порядке в членство вступают работники бухгалтерии, руководители отделов, специалисты независимой аудиторской организации. При несоблюдении общих требований к процедуре инвентаризация, как метод бухгалтерского учета теряет свою значимость, и ход проверки считается недостоверным.
Если исследуемые объекты составляют большой объем, или предполагается проведение обширных работ, с целью рациональности формируется состав рабочей комиссии. При этом основная комиссия выполняет управленческие функции и следит за результатами труда рабочей комиссии.
Порядок составления документации
Инвентаризация является методом бухгалтерского учета, соответственно, требует документального подтверждения. Одним из основных документов является опись имущества. Она составляется:
- в 2 экземплярах при описи ТМЦ, находящихся на балансе компании, принадлежащих ей по праву собственности;
- в 3 экземплярах при описи ТМЦ, находящихся на ответственном хранении, учет которых ведется на за балансовых счетах.
Каждая опись подписывается всеми членами инвентаризационного комитета и материально-ответственным сотрудником. Один экземпляр документа передается материально-ответственному сотруднику, а второй остается у бухгалтера-материалиста. Если опись составляется в трех экземплярах, тогда третий передается собственнику имущества.
Стоит отметить, что при инвентаризации незавершенного строительства или производства опись проводится, как количественного наличия, так и документального подтверждения.
По завершении проверки составляется сличительная ведомость, где отображается соответствие или несоответствие данных инвентаризации и данных бухгалтерского учета. На основании полученного результата формируется протокол инвентаризационной комиссии, где указываются расхождения в показателях и способ их исключения. Например, при наличии недостачи и установлении виновного лица, ее стоимость с применением коэффициента вносится виновным лицом в кассу предприятия, таким образом, покрывая убытки предприятия.
Виды инвентаризации
В зависимости от целей и функций, которые устанавливаются для ревизии, ее разделяют на несколько видов.
Таблица. Виды инвентаризации.
Специфика | Вид инвентаризации | Цели и функции |
Периодичность | Плановая | Плановая проверка осуществляется на основании планового графика ревизионных работ, утвержденного внутренним приказом, а также в случаях, когда проверка является обязательной по законодательству. К таким можно отнести годовые ревизии, которые проводятся перед составлением годовой бух. отчетности. |
Внеплановая | Такая инвентаризация в учетной политике не утверждается и не планируется. Проверка осуществляется внешними аудиторами или ревизорами КРУ. Также внеплановые проверки требуются при смене материально-ответственных сотрудников, при реорганизации компании, при наличии факта кражи и т.д. | |
Полнота охвата | Полная | Проводится перед формирование годовой бух. документации, а также при реорганизации или ликвидации юридического лица. |
Частичная | Проводится по необходимости, например сверка остатков ТМЦ в кладовой, либо при смене ответственного сотрудника в одном из отделов предприятия и т.д. Также на выборочную проверку издается приказ в случае, когда был установлен факт незаконного списания ТМЦ, либо кражи. | |
Метод проведения | Натуральная | Это метод натурального подсчета количества, веса, обмера ТМЦ. |
Документальная | Документальная инвентаризация – это ревизия наличия документального подтверждения оприходования имущественных объектов. |
Разработка порядка процедуры и отражение плана в приказе об учетной политике
Каждое предприятие при формировании приказа об учетной политике вносит свои планы по проведению плановых ревизий. На разработку плана оказывают влияние многие факторы. Это:
- масштаб производства;
- количество типов производств;
- разветвленность структуры предприятия;
- масштаб имущественных объектов;
- специфика складского помещения;
- территориальное размещение производственных цехов и т.д.
Учитывая вышеприведенные факторы, разрабатывается план проведения инвентаризации. Например, если компания имеет ограниченное количество типов производств и небольшой объем имущественных объектов, то количество плановых ревизий может быть сведено к минимуму, то есть к одному разу в год перед годовой отчетностью. Если это крупное предприятие, имеющее несколько производственных цехов, соответственно, и большой объем имущества, то план инвентаризации разрабатывается по каждому отдельному филиалу с периодичностью раз в квартал.