19 ноября 2017

Инвентаризация при смене материально-ответственного лица

Инвентаризация при смене материально-ответственного лица

Порядок и периодичность проведения обязательной инвентаризации регламентирован законодательными актами РФ. Но также проверка может проводиться при наличии у предприятия на то оснований. Например, инвентаризация при смене материально-ответственного лица относится к обязательной процедуре при расчете, смерти, ухода на больничный лист, отпуск и иных обстоятельствах ухода работника с занимаемой должности, в ответственности которого имеется имущество предприятия. Цель проведения проверки – это передача имущества иному лицу и определение наличия излишек и недостач. Нужно указать, что инвентаризация МОЛ при его смене может быть, как полная, так и выборочная. Проведение ревизии регламентируется внутренним приказом руководителя компании.

Порядок и сроки

Нормативными актами РФ нет четких указаний для проведения проверки ТМЦ при смене МОЛ, порядок и сроки ее проведения закрепляются внутренним приказом руководителя. Принимают участие в инвентаризации утвержденный состав комиссии, ответственный работник и работник, принимающий в свое распоряжение имущество. Данный тип ревизии можно разделить на четыре этапа:

  1. Передача документации по объектам имущества ответственным лицом на рассмотрение инвентаризационной комиссией.
  2. Проверка фактического наличия ТМЦ и его физического состояния.
  3. Соотношение данных проверки и данных бухгалтерского учета, выявление несоответствий этих показателей.
  4. Отражение итогов проверки в соответствующих инвентаризационных формах.

Следует отметить, что увольнение материально-ответственного лица без проведения инвентаризации запрещено законодательством. В случае отказа МОЛ от передачи ценностей этот факт документируется в протоколе. При выявлении расхождений фактического наличия ценностей с бухгалтерскими данными комиссия составляет акт на расчет суммы убытков и при увольнении ответственного работника высчитывает эту сумму с его заработной платы в счет компенсации убытков.

Приказ о проведении инвентаризации (бланк и образец)

Особенности проведения проверки при смене МОЛ

В отличие от годовой проверки наличия ТМЦ, инвентаризация при смене МОЛ имеет некоторые особенности. Это:

  1. Перед началом снятия остатков ТМЦ материально-ответственный работник пишет в бухгалтерию расписку о том, что он передал все имеющиеся документы и приостановил выполнение деятельности, связанной с прибытием или убытием инвентаризируемых объектов.
  2. Передача ТМЦ от одного ответственного лица к иному сопровождается оформлением не только инвентаризационной описи, но и составлением акта прием-передачи ТМЦ, где указывается количество передаваемых объектов, их цена и общая стоимость по каждому типу имущества в совокупности.
  3. Снятие фактических остатков обязательно проводится при участии материально-ответственных работников, в частности, кто передает и кто берет на ответственное хранение. Но на вопрос, может ли материально-ответственное лицо проводить инвентаризацию самостоятельно, ответ категорически нет. За достоверность и правильность проведения процедуры передачи отвечает состав инвентаризационной комиссии. Но в некоторых случаях, когда материальная ответственность работника не является предметом проверки, то этот работник вправе принимать участие в инвентаризации.
  4. Передача ТМЦ проводится в последний рабочий день ответственного работника.

Инвентаризация после увольнения

Случаи увольнения лица без передачи ТМЦ существуют, однако, инвентаризация после увольнения запрещена законодательством. Но все же такая ситуация может возникнуть, например, если МОЛ внезапно постигла смерть, либо работник попал в больницу. В таком случае нарушений со стороны предприятия нет и передача объектов имущества должна быть проведена на общих основаниях.

Инвентаризация при уходе МОЛ может проводиться собственными силами, но также разрешается привлекать сотрудников независимой аудиторской компании. Так как случаи увольнения работника без передачи имущества не исключение, то вокруг таких процедур очень часто возникают спорные моменты. Например, если кто-либо из сторон впоследствии будет не согласен с результатами ревизии, то эта сторона вправе обратиться в суд с исковым заявлением. Поэтому инвентаризация после увольнения материально-ответственного лица будет считаться законодательно правомерной и надежной, если в состав инвентаризационного комитета будут включены независимые эксперты.

Результаты инвентаризации отражаются в соответствующих документах. При наличии расхождений в показателях оформляется сличительная ведомость остатков по форме ИНВ-18, ИНВ-19. Все выявленные в ходе процедуры недостачи и излишки вносятся в ведомость по форме ИНВ-26 и соответствующим образом проводятся в бухгалтерском учете.

Добавить комментарий

Авторизация

Авторизация

*
*
Регистрация

Регистрация

*
*
*
*

Генерация пароля