10 ноября 2017
Инвентаризация финансовых вложений
Для увеличения прибыльности работы предприятия и с целью расширения своей деятельности многие компании прибегают к таким финансовым инструментам как инвестиции. Они могут быть осуществлены с помощью разных методов, способов и соответственно вложены в разные активы. Но не все даже знают, что не все вложения в имущество могут быть признаны инвестициями, не все знают, что при учете таких действий периодически должна проводиться инвентаризация таких активов и т.д. И далее именно о том, что такое инвентаризация и как она должна быть осуществлена в разрезе данного объекта.
Финансовые вложения: виды, принципы, свойства
Для начала определим, что не все приобретенные активы могут считаться инвестициями, хотя имеют признаки и свойства такой номенклатуры. Чтобы приобретения были зачислены в учете как финансовые вложения, необходимо выполнение трех главных требований:
- Все документы, подтверждающие право собственности на имущество, должны быть оформлены точно, правильно и в полном объеме;
- Учреждение, которое купило активы, должно в процессе заключения сделки получить не только актив, но и все финансовые риски, которые с ним связанные. Среди таких рисков можно выделить: уменьшение рыночной стоимости ценных бумаг, невозврат части выданного займа, банкротство юридического лица, куда вложены средства, и т.д.;
- Приобретение должно в результате рано или поздно принести самому покупателю прибыль или другую выгоду, например, прирост первоначальной стоимости.
Финансовыми вложениями признаются инвестиции в следующего рода активы:
- Ценные бумаги: акции, облигации;
- Вклады в УК других юридических лиц;
- Выданные под процент займы физическим и юридическим лицам (за исключением займов, выданных сотрудникам);
- Депозитные счета в банках и других финансовых учреждениях;
- Задолженность дебиторская, которая была приобретена за деньги или получена за счет других способов, и в результате которой у предприятия теперь есть право требовать долг у заемщика.
При этом ФВ могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. В первом варианте срок обращения не должен превышать одного года. Во втором варианте срок действия актива составляет более одного года. Это важно определять для правильного составления баланса, так как в нем по разным строчкам отражаются такие активы, а также для правильного осуществления инвентаризации.
Инвентаризация ФВ: особенности проведения
Инвентаризация финансовых вложений осуществляется с целью определения соответствия ценных бумаг и других ФВ информации, которая отражена в имеющихся на них документах, а также с целью определения текущих затрат и первоначальной стоимости таких активов.
Инвентаризация проводиться как в общем по всем категориям, так и в разрезе по каждому активу. В большинстве случаев, инвентаризации подлежат такие инвестиции как займы, которые выданы другим субъектам, а также ценные бумаги, имеющиеся на руках.
Важно знать, что инвентаризация должна проводиться только инвентаризационной комиссией, которая специально создается на предприятии, а приказ о ее назначении и составе подписывается руководителем.
Так если говорить о проверке учета инвестиций в уставные компании, то в процессе проверки всегда осуществляется проверка наличия подтверждающих документов. Эти документы могут быть проверены на корректность составления, наличие всех необходимых реквизитов, а также правильность указания названий обеих компаний.
Такой же алгоритм проведения инвентаризации и в случаи проверки депозитных счетов в банках и кредитов, выданных другим субъектам. Проверяется наличие всех документов, например, кредитных и депозитных договоров, проверяется наличие подписей, штампов, печатей и т.д.
Но самый важный вопрос при проведении инвентаризации – это проверка ценных бумаг, которые существуют на балансе компании. И на первом этапе самое главное, это проверить наличие всех имеющихся в обороте ценных бумаг. В имеющихся документах проверяется правильно ли они оформлены, все ли реквизиты есть, какова их номинальная или реальная стоимость.
Если, например, ценные бумаги хранятся в кассе предприятия, то всегда при инвентаризации денежных ресурсов компании должна проводится и инвентаризаций ценных бумаг.
Многие не знают, что делать, если ЦБ не хранятся в кассе или на других участках учета предприятия, а находятся на хранении в других компаниях, например, банках. Тогда к описям инвентаризации в обязательном порядке необходимо приложить выписку об остатках по этим ценным бумагам и акт сверки, которые должны выдать финансовые компании. Сверка происходит по субсчету 58 счета, в частности 58.2.
По результатам провидения проверки ЦБ необходимо составить опись установленной формы – ИНВ-16, в которой необходимо указать полученные результаты фактического наличия бумаг, а также выявленных отклонений.
Вне зависимости от объекта проверки, всегда инвентаризационная комиссия обязана проверить фактические затраты на осуществление капиталовложения, наличии подтверждающих документов, а также правильность формирования на этой основе первоначальной стоимости, которая потом отражается на всех счетах и во всей отчетности. Корректность формирования первоначальной стоимости инвентаризационная комиссия должна проверить в соответствии с нормами ПБУ 19-02 «Учет финансовых вложений».
Если по итогам инвентаризации были выявлены некие излишки ФВ, то в соответствии с нормами бухгалтерского учета они в обязательном порядке должны быть оприходованы на баланс с отнесением полученных доходов на счет 91 «Прочие доходы». Проводка оприходования излишков будет следующей: Д-т сч. 58, К-т. Сч.91.
Если же по итогам сверки выявлена недостача и определено виновное лицо, то тогда необходимо такую недостачу отнести на 94 счет, который так и называется «Недостача и потеря». В таком случае проводка будет следующей: Д-т 94, К-т 58. В случае возвращения части недостачи виновным лицом счет 94 будет закрыт, а открыт 73. Проводка будет Д-т 73 К-т 94.
Все результаты проведенной инвентаризации в обязательном порядке подлежат отражению в бухгалтерском учете. При этом установлен срок отражения: в том месяце, в котором была проведена такая инвентаризация. По результатам годовой инвентаризации вноситься информация в годовую отчетность.
Именно так необходимо проводить проверку наличия ФВ на предприятии. И в случаи обнаружения несоответствия заявленным документам, в обязательном порядке необходимо составлять акт недостачи или излишков. Все должно быть проведено по стандартам бухгалтерского учета.