11 марта 2019
Банки и Государственные Закупки
Все государственные закупки, проводимые хозяйствующими субъектами, осуществляются согласно двум основным законодателем актом. Это 223 Федеральный Закон и 43 Федеральный Закон. Ими помимо всех организационных вопросов, также устанавливается регламент выплаты денежных средств за выполненную работу. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 июня 2018 г. N 748, установлены новые требования к банкам, в компетенцию которых будет включено обслуживать данные категории закупок.
О новых требованиях
Требования, предъявляемые к банкам, которые смогут обслуживать все категории государственных и муниципальных закупок достаточно строгие. Это сделано в большей части для того, чтобы «отсеять» маленькие кредитные организации (выражено в необходимости большого уставного капитала) и не надёжные (достаточно высокие требования предъявляются к рейтингу кредитной организации).
Всё это обусловлено в первую очередь тем фактором, что при оплате государственных закупок используются бюджетные средства. В случае проведения закупки по 44-ФЗ, источником финансирования является государственный бюджет, а при использовании 223-ФЗ – личные средства предприятия (но называть их личными не совсем правильно, по сути – их владельцем также является государство).
Ниже приведён полный перечень требований, которым должна соответствовать кредитная организация, которая захочет обслуживать операции, связанные с государственными закупками:
- Наличие универсальной лицензии на ведение банковской деятельности.
- Наличие уставного капитала в размере не менее 25 млрд рублей. (25.000.000.000 рублей, для масштабности). Этот критерий как раз и выступает неким «фильтром», которые попросту не даст пройти более мелким кредитным организациям к обслуживанию государственных закупок.
- Выполнить одно из требований. Это может быть либо наличие уставного капитала не менее 100 млрд рублей (100.000.000.000 рублей, для понимая цифры), и прямое или косвенное сотрудничество с Центральным Банком Российской Федерации. Либо наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «A-(RU)» по национальной рейтинговой шкале АКРА и не ниже уровня «ruA-» по национальной рейтинговой шкале Рейтингового Агентства «Эксперт РА». Это фильтр надёжности кредитной организации. В первом случае, даже если организация имеет на своём счету такую огромную финансовую сумму собственных средств, но не имеет рычагов государственного контроля (в виде сотрудничества с Центральным Банком Российской Федерации), то такая организация не получит право обслуживать государственные и муниципальные закупки. В случае же если организация не имеет такого уставного капитала, либо не ведёт сотрудничество с Центральным Банком, для неё есть альтернатива – соответствие высоким рейтинговым стандартам. Для понимания необходимого уровня рейтинга – организация должна на протяжении длительного времени вести полностью прозрачную деятельность, и помимо этого не быть замешанной в каких бы то не было финансовых скандалах и махинациях (пусть даже косвенно).
- Участие в программе обязательного страхования вкладов физических лиц.
- Отсутствие просроченной задолженности по банковским депозитам, ранее размещенным в кредитной организации за счет средств федерального бюджета. Данный пункт представляет из себя само-собой разумеющееся. Государство не хочет, и не будет доверять свои деньги тем организациям, которые в предыдущем сотрудничестве показали себя не с лучшей стороны.
- Наличие договорённостей с теми площадками, на которых проходит процедура «розыгрыша» тендерных аукционов по 44 и 223-ФЗ.
Согласитесь, внушительный список. Таким образом государство страхует в первую очередь наши деньги (ведь как известно – у государства своих денег нет, все поступления в бюджет складываются из налоговых отчислений граждан). В некоторых пунктах требования действительно сильно завышены, но это скорее обусловлено в первую очередь тем, что суммы закупок бывают разные, как 10.000 рублей, так и 100.000.000.000 рублей, а обслуживать их будет один и тот же банк, поэтому к нему и применяются столь серьёзные требования.
Заключение
Данное нововведение вряд ли каким-либо образом затронет людей, которые организую государственные закупки, либо непосредственно принимают в них участие. Это лишь является показателем того, что государство решило более детально контролировать данную сферу, ведь как известно – государственные закупки, это чуть ли не одна из сфер, где очень серьёзно распространена коррупционная составляющая.
Помимо данной поправки, есть ещё одно важное нововведение касательно организации и проведения тендерных аукционов для обеспечения государственных и муниципальных услуг. С ним вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке (сюда ссылку на мою вторую статью про гос закупки).