14 мая 2017
Реестр онлайн касс
2017 год обещает стать поворотным моментом в работе ИП и организаций, принимающих средства у населения по наличному и безналичному расчету. С 01.07.17 эти структуры будут обязаны сохранять информацию о каждой совершаемой сделке на специальном облачном сервисе и передавать в ИФНС в режиме реального времени, а не один раз в году, как было ранее. Чтобы соответствовать новым требованиям законодательства, владельцам бизнеса будет необходимо установить оборудование, которое входит в утвержденный властями реестр онлайн касс.
Содержание
Кого коснется нововведение?
Федеральный закон №290, принятый в 2016 году, обязывает организации и ИП, осуществляющие расчеты с населением, передавать фискальные данные в режиме онлайн в контролирующие органы. Нововведение коснется тех, кто:
- принимает у населения денежные средства наличными или по картам за работы, услуги, товары;
- реализует лотерейные билеты и выплачивает выигрыши;
- принимает ставки и перечисляет выигрыши.
Категория «фискальные данные» относится ко всем операциям, проводимым по кассе. С 2017 года они будут храниться в двух местах: на фискальном накопителе и на специальном облачном сервисе.
290-ФЗ расширил круг лиц, на которых распространяется обязанность по установке кассового оборудования. Это предприниматели на ПСН и ЕНВД, которые ранее могли не использовать ККТ, компании, устанавливающие торговые аппараты, принимающие у населения драгоценные металлы и камни.
Кто вправе не использовать онлайн ККМ?
Законодательство выделяет следующие виды деятельности, представители которых вправе отказаться от установки кассовых аппаратов нового образца:
- изготовление ключей и кожгалантереи;
- починка обуви;
- присмотр за детьми, пожилыми и больными людьми;
- помощь в транспортировке багажа на вокзалах и в аэропортах;
- сдача внаем собственных жилых помещений;
- реализация газет и журналов;
- распашка огородов и т.д.
Помимо экономического «освобождающим» признаком считается географический. Законодательные послабления предусмотрены для труднодоступных и отдаленных населенных пунктов. Это поселения с небольшим числом жителей, до которых непросто добраться наземным транспортом. Их списки формируются и публикуются местными властями. Перечни не подлежат расширительной трактовке.
Владельцы бизнеса в труднодоступных регионах вправе полностью отказаться от использования ККТ. С 2017 года по требованию покупателей они обязаны выдавать им документ, подтверждающий расчет и содержащий все реквизиты кассового чека: сумму, наименования и цены приобретенных позиций, сведения о продавце и т.д.
Организации, расположенные в отдаленных местностях, обязаны устанавливать оборудование модели, включенной в реестр онлайн касс 2017. Однако они вправе не подключать его к интернету, а использовать в автономном режиме: для отпечатки бумажных чеков, без электронных дубликатов.
Важно! Законодательные положения относительно отдаленных и труднодоступных районов не касаются продавцов алкоголя и сигарет. Последние не теряют обязанности устанавливать онлайн ККМ.
Принцип работы новой системы
С 2017 года работа с кассами будет строиться по следующему алгоритму:
- Покупатель приобретает товар, касса формулирует чек.
- Сведения из чека передаются оператору фискальных данных, который направляет продавцу уникальный номер чека.
- Информация из чека записывается на фискальный накопитель для дальнейшего хранения.
- Данные о совершенной продаже (стоимости, наименовании реализованных товаров, ставке и сумме НДС) передаются в налоговые органы.
- Кассир выдает покупателю чек на бумажном носителе и при необходимости отправляет электронный вариант на телефон или электронную почту.
Чтобы обеспечить бесперебойную работу системы, продавец должен выполнить все предписанные законом действия: установку онлайн кассы из реестра ФНС, покупку фискального накопителя, заключение договора с облачным сервисом.
Кто составляет список разрешенных моделей касс?
Онлайн ККТ – это компьютерные устройства и вычислительные машины, которые способны в момент совершения расчетов с покупателем записывать, сохранять и передавать фискальные данные в налоговые службы в режиме реального времени.
Согласно положениям 54-ФЗ в новой редакции, с 01.02.17 возможна регистрация только той кассовой техники, которая способна выполнять перечисленные функции. С 01.07.17 компании и ИП на ОСНО и УСН не смогут использовать машины старого образца. Чтобы отделить «неактуальные» модели от «современных», контролирующие органы составляют специальные списки.
Реестр онлайн касс 2017 года – это перечень контрольно-кассовой техники, готовой к функционированию по новым «правилам игры» и одобренной ФНС России. Список не статичен, он постоянно расширяется и дополняется налоговиками. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте фискального органа (nalog.ru).
В реестре содержится следующая информация о каждой включенной модели:
- наименование модели;
- название производителя;
- перечень реквизитов, пропечатываемых на кассовом чеке;
- дата и № экспертного заключения о соответствии характеристик устройства положениям действующего законодательства;
- дата и № решения ФНС о включении модели в перечень.
Чтобы узнать, какие онлайн кассы входят в реестр на сегодняшний день, нужно найти на официальный сайт ФНС или воспользоваться специальными интернет-сервисами поиска. Если после просмотра интернет-страниц остались вопросы, их можно задать представителям налоговой инспекции по телефону горячей линии.
Важно! Покупка новой ККМ не всегда обязательна. В перечне указаны «старые» модели, которые можно модернизировать. Стоимость такой операции будет на 50-60% ниже, чем приобретение «современной» кассы.
Что еще нужно предусмотреть компаниям-продавцам?
Когда владелец бизнеса заглянул в реестр ККТ онлайн кассы 54 ФЗ и выбрал подходящую модель, ему остается решить еще два вопроса:
- покупка фискального накопителя;
- подписание договора с оператором фискальных данных.
Фискальным накопителем называется устройство, которое шифрует данные и направляет ОФД. Это аналог-заменитель ЭКЛЗ. Чтобы выбрать модель устройства, нужно вновь обратиться к официальному сайту ФНС, где указаны варианты, соответствующие законодательным требованиям.
«Срок годности» накопителя зависит от налогового режима, выбранного продавцом. Компании и ИП на ОСНО меняют его раз в 13 месяцев, «упрощенцы», «вмененщики» и «патентники» – раз в 36 месяцев. Отсчет начинается с даты активации. Использованное устройство нужно хранить на протяжении пяти лет.
Важно! Специалисты не рекомендуют производить регистрацию и замену накопителей самостоятельно. Во избежание проблем с контролирующими органами следует обращаться в сервисные центры.
ОФД – это компания, предоставляющие услуги облачного сервиса клиентам-продавцам. Она получает электронные данные, сохраняет и передает в ФНС, обеспечивает рассылку онлайн-чеков покупателям. С такой организацией нужно заключить договор возмездного оказания услуг. При выборе оператора стоит ориентироваться на перечень сертифицированных структур, представленный на официальном сайте ФНС.