24 июня 2020
Возмещение убытков при форс-мажоре – позиция ВС РФ
В связи с квалификацией последствий пандемии-2020 в качестве форс-мажора возмещение убытков, причиненных кредитору в связи с нарушением сроков исполнения обязательства, стали очень актуальны. Президиум ВС РФ подготовил специальный обзор судебной практики, охватывающей тему влияния COVID-19 на договорные обязательства.
Как суды квалифицируют воздействие коронавируса на бизнес?
Введение режима повышенной готовности в связи с пандемией коронавируса скорректировало работу абсолютно всех субъектов бизнеса. В связи с этим суды рассматривают обстоятельства, повлекшие за собой нарушение срока исполнения обязательства из-за введенных ограничений, в качестве форс-мажора.
Данные обстоятельства не зависят от воли сторон и лишают должника возможности своевременно и полноценно исполнить договорные обязательства. Если ни одна из сторон в связи с их наступлением не отказалась от договора, то обязательства прекращенными не считаются. Это подразумевает их исполнение по мере появления первой возможности. При этом возникшие в связи с задержкой убытки компенсации не подлежат по закону. Подобная квалификация последствий коронавирусных ограничений снимает со сторон обязанность по компенсации убытков за просрочку другой стороне.
Что делать при возникновении убытков?
Кому и как тогда предъявить убытки? Никому. Возникшие недоимки, недополученная прибыль и прямые убытки в данном случае квалифицируются, как предпринимательские риски.
Взыскание неустойки, пени и штрафа по договорным обязательствам в период пандемии в суде можно оспорить на основании положений ст. 416 и 417 ГК РФ. Первая говорит о прекращении обязательства в связи с невозможностью его исполнения в целом и под нее подходит большинство случаев. Вторая носит специальный характер и ориентирована на тех, чья деятельность была блокирована принудительно соответствующим законодательным актов. В данном случае под нее попадают субъекты бизнеса из перечня пострадавших от коронавируса отраслей.
В этой связи рассчитывать на получение компенсации в виде неустойки или штрафа, а также покрытие прямых убытков не приходится. В отношении неустойки суды активно применяют норму ст. 333 ГК РФ, дающей право должнику на снижение предъявленной ему суммы неустойки.
Суды при вынесении решений руководствуются не только дословной трактовкой закона, но и последствиями, которые могут иметь вынесенные ими решения. В условиях пандемии пострадало большое количество компаний и ИП. Предъявление к уплате штрафных санкций еще больше отяготит их пошатнувшееся финансовое положение. По этой причине суды исходят из того, чтобы минимизировать нагрузку на бизнес в этих не простых условиях, помня о том, что возмещение убытков и получение неустойки не должно иметь признаки неосновательного обогащения.